ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ НОВОГО ПОДХОДА Президент Буш должен проводить такую новую политику в отношении России, в которой на первом месте будут стоять национальные интересы США. Президент должен недвусмысленно заявить, что Соединенные Штаты возражают против военного, стратегического и технического сотрудничества России с Китаем, Ираном, Ираком и другими государствами-изгоями. В частности, США против любого военного сотрудничества с этими режимами, направленного на исключение вооруженных сил США из жизненно важных стратегических регионов, и решительно возражают против любого распространения оружия массового уничтожения. Более того, Соединенные Штаты будут добиваться развертывания системы национальной противоракетной обороны (НПРО) для защиты своей территории, войск и союзников. Вместе с тем Соединенные Штаты должны работать с российскими и евразийскими лидерами, чтобы помочь им интегрировать их регион в сообщество государств вместе с США и их союзниками. Администрация Буша должна поощрять Россию и ее соседей в создании демократических институтов и проведении экономических реформ. Однако президент также должен ясно дать понять, что посягательства на жизненно важные интересы США приведет к суровым политическим и экономическим последствиям для России. Президент должен также ясно дать понять, что Соединенные Штаты будут помогать укреплению позитивных элементов и факторов сотрудничества в российской внешней политике, включая совместные системы раннего оповещения о пуске баллистических ракет, стратегические противоракетные системы, совместное миротворчество, как в Боснии и Косово, прекращение деятельности исламских террористических организаций и центральноазиатских синдикатов по обороту наркотиков, связанных с режимом талибов в Афганистане, создание демократических институтов и проведение рыночных экономических реформ, которые приведут к более прозрачной экономике в условиях правового государства. Однако такая экономическая политика не должна включать выделение дополнительных займов международными финансовыми институтами. Для достижения этих стратегических целей в отношениях с Россией президент должен руководствоваться следующими ключевыми принципами для решения внешнеполитических задач. Эти принципы предполагают, что российско-американские отношения в течение следующего десятилетия будут характеризоваться различными уровнями сотрудничества и противоречий. Принцип №1. На первый план ставить интересы национальной безопасности США. Они включают необходимость разрабатывать и развертывать национальную противоракетную оборону, опасности зарождающегося партнерства России и Китая, распространения оружия массового уничтожения, поддержки Россией стран-изгоев на Ближнем Востоке и продолжающихся противоречий между Москвой и НАТО. Правительство Путина должно понять, что новая администрация США не станет закрывать глаза на разногласия и игнорировать факты подрыва Москвой интересов США или нарушения международных и двусторонних соглашений. Принцип №2. Совершенствовать и расширять двусторонние контакты между американцами и россиянами. Члены правительства и конгресса США, их аппарат и политическое сообщество должны активно делиться своими взглядами и взаимодействовать с российскими партнерами на постоянной основе. Следует дать понять российскому правительству, что его практика организации публичных кампаний и демонстраций против Соединенных Штатов и их политики, как это было сделано во время расширения НАТО и воздушных операций в Ираке и Косово, подрывает российско-американские отношения. “Партнерство во имя мира” — это многосторонняя программа, направленная на то, чтобы сделать страны, не входящие в НАТО, более совместимыми с альянсом. Она должна активизировать усилия для создания условий взаимодействия с военными и гражданскими должностными лицами из России и стран Восточной Европы и Евразии. Принцип №3. Поддерживать дальнейшие экономические реформы в России. Для того чтобы помочь России осуществить успешный переход к рыночной экономике и стать более стабильной и процветающей, Соединенные Штаты должны способствовать тому, чтобы она шла по пути реформ в соответствии с планом, рекомендованным Центром стратегических разработок — исследовательским центром в области экономической политики, созданным президентом Путиным. Эти меры, предложенные российскими экспертами в области экономики, включают снижение налогов, дерегулирование, меры по борьбе с коррупцией, радикальную земельную реформу и структурную реформу промышленности. Соединенные Штаты должны призвать Россию сделать свой инвестиционный климат более привлекательным через реформирование судебной и правовой систем, введение международной практики бухгалтерской отчетности и расширение прав мелких инвесторов. Россия также должна открыть свои банковские и финансовые рынки для иностранных собственников. Всесторонние экономические реформы, подобные тем, которые осуществили Польша, Венгрия и Эстония, улучшат экономическую ситуацию в России и повысят жизненный уровень ее населения. Чего Америка не должна делать, так это поощрять безответственное экономическое поведение, прощая долги и предоставляя новые кредиты. Российское правительство должно продолжать функционировать в условиях жесткого бюджета и вести себя ответственно в отношении своих кредиторов. До улучшения российских макроэкономических показателей и проведения реформ Запад должен отказаться обсуждать дальнейшую реструктуризацию, не говоря уже о прощении внешнего долга России. Принцип №4. Добиваться сокращения организованной преступности и коррупции, происходящих из России. Коммунистическая система поддерживала жесткую монополию на насилие, как правило, игнорируя свои собственные законы.Это была жестокая система институционализированной преступности, осуществляемая руководящей элитой. Однако правовое государство на смену ей не пришло. В настоящее время коррупция пронизывает сектор бизнеса и правительство, отпугивая иностранные инвестиции, в то время как операции по отмыванию денег отравляют международную финансовую систему. Новая администрация США должна сделать борьбу с транснациональными преступными сообществами из России приоритетом своей политики путем развертывания достаточного количества кадров и средств разведки и правоохранительных органов. Принцип №5. Поддерживать продемократические силы в России. Становление демократической России, воспринимающей себя как часть европейского сообщества и интегрированной в международные финансовые потоки, должно стать целью политики СЩА. Несмотря на то, что посткоммунистическая Россия неоднократно демонстрировала свою способность проводить свободные (хоть и не всегда честные) выборы, фундамент демократии, включающий многопартийную структуру, свободные СМИ, действенную судебную систему, основанную на верховенстве закона, и другие элементы гражданского общества, все еще остается слабым. Отдельные люди и организации в России, борющиеся за свободу слова и правовое государство, функционирующая правовая система и права человека заслуживают такой же моральной и материальной поддержки со стороны Соединенных Штатов, как предоставленная ими помощь странам Западной Европы после второй мировой войны, а затем Греции, Испании и Португалии в 1970-х годах, а также Польше и другим странам Восточной и Центральной Европы, когда они находились под гнетом коммунистического режима. Несмотря на завоевания последних полутора десятилетий многие аспекты демократии в России опять оказались под угрозой. При президенте Путине возросла политическая власть армии и спецслужб. Власти начали жестко обращаться с оппозиционными СМИ. Принцип №6. Поддерживать суверенитет независимых государств Евразии. Стратегическая цель поддержания жизнеспособных демократий на российской периферии заключается в обеспечении таких условий, при которых Россия не сможет превратиться в квазиимперскую силу. Кроме того, стабильные демократические общества с растущей экономикой в этом регионе становятся рынками для американских товаров и услуг и объектами для американских инвестиций. Для исключительных случаев, когда суверенитет новых независимых государств может оказаться под угрозой, следует разработать программы, включающие военную подготовку персонала и продажу оборонительных видов оружия. Однако следует избегать помощи авторитарным режимам региона. Вместо этого Соединенные Штаты должны поддерживать зарождающуюся демократию, которая только укореняется среди друзей Америки в этом регионе, например, в Украине и Грузии. Вашингтон должен приветствовать создание правового государства и дальнейшие рыночные и демократические реформы во всех странах бывшего Советского Союза. Авторитарные тенденции, очевидные в нескольких восточноевропейских и центральноазиатских государствах, например, в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Туркменистане и Узбекистане, могут ослабить политическую легитимность правительства и в долгосрочном плане подорвать стабильность в этих государствах. Соединенные Штаты должны поддерживать демократические силы и институты в этом регионе, делясь своими ноу-хау и давая понять, что авторитарные режимы, нарушающие демократические нормы и допускающие коррупцию, не получат такой помощи. Эти шесть принципов предопределяют некоторые конкретные действия. Президент Буш и его администрация должны:
Соединенные Штаты могут рассмотреть стимулы для обеспечения сотрудничества Россией. Например, Москве можно предложить возобновить переговоры по космической обороне, которые администрация Клинтона опрометчиво прервала в 1993 году. Новая администрация США могла бы также возобновить сделку 1993 года, по условиям которой США купят 500 тонн урана из демонтированных российских боеголовок для переработки его в топливо для ядерных реакторов. Сделка была прервана из-за возражений со стороны урановой промышленности США. Администрация Буша должна убедить Путина изучить вопрос конвенциональной и стратегической угрозы Китая для России, особенно на российском Дальнем Востоке — обширной и довольно малонаселенной территории между озером Байкал и Тихим океаном. Некоторые китайские стратеги считают, что большая часть этих территорий должна быть со временем возвращена Китаю. Соединенные Штаты должны убедить Россию сократить продажу Китаю оружия, военных технологий и технологий двойного назначения, полностью прекратить такие поставки режимам-изгоям и строго ограничить их продажу странам, находящимся на грани конфликта, например, Индии и Пакистану. Россия слабее, чем США и находится в географической близости к большинству стран-изгоев. Велики шансы того, что эти сомнительные поставки вооружений могут быть использованы так, что Россия пострадает больше, чем США. По словам Путина, Россия должна ускорить свою интеграцию в западное сообщество. Если он действительно в это верит, России не следует предпринимать действия, которые бы подрывали безопасность Запада. Следовательно, правительство США должно настаивать на укреплении таких существующих режимов нераспространения, как режим контроля над ракетными технологиями, а также добиваться разработки совместно с Европейским союзом и другими технологически передовыми странами новых норм контроля над экспортом применительно к торговле обычными и стратегическими вооружениями. Российская торговля оружием направлена на поддержку деградирующего военно-промышленного комплекса, в котором заняты около 25 млн человек, и на стимулирование способности других стран к созданию противовеса мощи США. Новая администрация должна призвать Россию остановить эту опасную передачу технологий и разработать серию стимулов в качестве вознаграждения для России за осуществление этого призыва. Правительство США должно предложить России компенсацию за прекращение передачи ядерных и ракетных технологий Ирану, предложив сотрудничество в таких выгодных высокотехнологичных отраслях, как запуски гражданских спутников американских компаний или покупка российского высокообогащенного урана для переработки в топливо для реакторов гражданского назначения. В качестве компенсации за контролируемое прекращение сотрудничества России с Ираном Соединенные Штаты могли бы ослабить или отменить некоторые антидемпинговые меры в отношении российского экспорта стали. Они также могли бы ускорить сертификацию грузовых самолетов российского производства для рынка США. Следует также выработать временные рамки для прекращения российско-иранского сотрудничества. В 1998-1999 гг. Москва подорвала режим инспекции ООН в Ираке и поддержала Хусейна в высылке ее инспекторов. Осенью 2000 года Россия вместе с Францией и рядом арабских государств возобновила авиарейсы “гуманитарной помощи” в Ирак и объявила о возобновлении коммерческих полетов из Москвы. Действия России могут быть в определенной степени нацелены на получение больших военных коммерческих заказов Ирака, когда санкции будут сняты. В то же время Россия осознает, что это наносит ущерб российско-американским отношениям. Если Москва серьезно заинтересована в расширении сотрудничества с Соединенными Штатами на международной арене, она должна сотрудничать с международным сообществом в целях возвращения инспекторов ООН в Ирак. Соединенные Штаты должны просить о том, чтобы, действуя в духе совместно проводимой политики нераспространения, Москва делилась своими разведданными о ходе разработки Хусейном оружия массового уничтожения и о любых технологических приобретениях разведывательных служб Ирака. Путин провозгласил в качестве важнейших задач интеграцию России в международные экономические потоки и либерализацию экономики России. Новая администрация США должна предложить России техническую помощь как в разработке необходимого законодательства и правил, соответствующих нормам ВТО, так и в выработке программы вступления в эту организацию. Для того чтобы стать членом ВТО, Россия должна предпринять такие шаги, как сокращение субсидий в производственный сектор, уменьшение таможенных тарифов на импорт, открытие своих банковского и финансового секторов для конкуренции с Западом и введение более совместимой с Западной экономикой международной системы бухгалтерской отчетности. Эти меры должны быть действительно ориентированы на свободную торговлю, а не быть просто политическим ходом. Если Россия выполнит эти требования, Соединенные Штаты должны поддержать ее вступление в ВТО. Администрация США должна предложить России юридическую помощь в разработке законодательства, чтобы повысить прозрачность, защитить акционеров от мошенничества и предотвратить бегство капиталов. Кроме того, необходимо приветствовать создание Москвой улучшенной правовой системы, которая предполагала бы беспристрастное, открытое и предсказуемое разрешение конфликтов. Следует поощрять сотрудничество российских правоохранительных органов с западными партнерами в борьбе против преступности и коррупции, включая совместные расследования наиболее важных дел. Правительство США должно предложить России юридическую и техническую помощь в разработке законов о земле, создании региональных и национального земельных кадастров, формировании в агросекторе финансовой образовательной сети для содействия семейному фермерству и агробизнесу. Однако если Россия не станет сотрудничать с Соединенными Штатами и защищать американских инвесторов, американская Комиссия по ценным бумагам и биржам должна ограничить публичный выпуск и продажу новых российских АДР на рынках капиталов из-за отсутствия прозрачности и приемлемой практики бухгалтерской отчетности. Кроме того, Комиссия может ограничить доступ российского бизнеса к американским рынкам капиталов по соображениям национальной безопасности. По словам Федорова, чем больше прощается долгов, чем чаще переносятся сроки их выплаты благодаря усилиям какого-либо российского министра на переговорах с Западом и тем выше становится его авторитет в глазах российского президента и премьер-министра. Центральный банк и правительство России отвлекали ресурсы на другие цели, незаконно распоряжались кредитами МВФ и Всемирного банка и использовали резервы Центрального банка для игры на российском рынке государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Другие нарушения включают “исчезновение” кредита Всемирного банка в 250 млн долларов, предоставленного для помощи в реструктурировании угольной промышленности, и преференции некоторым коммерческим банкам в плане выделения им части помощи МВФ во время августовского краха 1998 года. Адекватного расследования этих злоупотреблений не последовало ни со стороны международных финансовых институтов, ни со стороны стран-участниц. Администрация Буша должна прекратить использование международного финансового кредитования для того, чтобы вдохновлять Кремль на реструктуризацию экономики страны. Только улучшение экономических условий в самой России пойдет на пользу российскому правительству и российскому народу. Они способны заплатить эту цену. Во-первых, высокие цены на энергоносители и товары дают средства, которые Россия может использовать для оптимизации своей экономической ситуации. Во-вторых, Кремль мог бы сократить военные средства, впустую растрачиваемые на войну в Чечне и программу модернизации вооруженных сил. Наконец, как показывает опыт, именно ограничение иностранного кредитования в ответ на обвал рубля в августе 1998 года и формирование жесткого бюджета стали истинной причиной того, почему правительство приступило к соответствующим реформам. Главные задачи российского правительства — задачи, которые до сих пор оно не смогло решить, — снизить коррупцию среди местных властей, ввести зоны свободной торговли в качестве притягательных факторов для привлечения инвестиций, освободить эти регионы от жесткого контроля Москвы и обеспечить им адекватную правоохранительную практику и услуги судопроизводства. Государственный департамент США, Торговая палата и представитель США по международной торговле должны следить за ситуацией и немедленно вступать в контакт с российским правительством в тех случаях, когда оно слишком медленно решает проблемы улучшения инвестиционного климата или когда американские инвесторы подвергаются официальной дискриминации. Единственный способ заставить Россию начать бороться с преступностью и коррупцией — это путь сотрудничества с правительствами иностранных государств, Интерполом и Европолом. Эти группы должны ускорить расследования скандала “ФИМАКО”, когда Центральный банк России перевел 37 млрд долларов в оффшорную компанию, и махинаций Бэнк оф Нью-Йорк по отмыванию денег. Правоохранительные органы США должны сотрудничать с федеральным расследованием в Швейцарии по делам “освобождения от активов”, уклонения от уплаты налогов и отмывания денег, в которые вовлечены ведущие российские компании и видные официальные лица. Если российские правоохранительные органы не будут сотрудничать, Соединенные Штаты должны довести до сведения СМИ самые громкие дела. Международное сотрудничество и разоблачения в СМИ являются эффективными мерами по сокращению международного масштаба российской организованной преступности и воздействия коррупции на государственных чиновников. |
||||
|