На первую страницуВниз

 

СКОНЦЕНТРИРОВАТЬ 
ПОЛИТИКУ США В РОССИИ И ЕВРАЗИИ 
НА ЗАЩИТЕ АМЕРИКАНСКИХ ИНТЕРЕСОВ

В рамках многолетнего проекта “Мандат на руководство”, осуществляемого Фондом “Наследие” с начала 1980-х гг., только что в свет вышли исследования в серии “Приоритеты для президента”. Они содержат анализ ситуации в различных областях внутренней и внешней политики США и конкретные рекомендации относительно действий новой республиканской администрации Дж. Буша-младшего. Стоит напомнить, что предыдущие издания “Мандата” служили как бы настольными книгами для президентов Р. Рейгана и Дж. Буша-старшего.

Вашему вниманию предлагается аналитический материал известного политолога Ариэля Коэна, старшего научного сотрудника Института международных исследований им. Дэвисов нашего Фонда, посвященный перспективам политики США в отношении России и других стран бывшего СССР.

Приход Владимира Путина на пост президента России оказывает глубокое воздействие на поведение Российской Федерации на международной арене и внутреннюю динамику, а также на российско-американские отношения. Путин централизирует и усиливает свои исполнительные полномочия и в ходе этого процесса разрушает хрупкую систему сдержек и противовесов, которая возникла при бывшем президенте Борисе Ельцине. Он ужесточает контроль над СМИ и ограничивает независимость губернаторов регионов.

Отношения с администрацией Клинтона ослабевали по мере того, как Путин стремился к более тесному сотрудничеству с Европейским Союзом (ЕС), Китаем, Индией, Ираном, Ливией и другими государствами. Его правительство открыто ассоциировалось с идеей создания “многополярного мира” в качестве противовеса статусу Америки как сверхдержавы. Это должно стать основной обеспокоенностью для нового президента Дж. Буша. После распада Советского Союза сильное, централизованное российское государство сейчас больше, чем когда-либо, сможет мобилизовать ресурсы на то, чтобы бросать вызов интересам США и их роли лидера при каждом удобном моменте.

Буш должен практиковать такой подход к России, который защищал бы в первую очередь американские интересы, установив баланс в политике между сдерживанием и диалогом. Главным приоритетом должна стать национальная безопасность США, так как Россия при Путине продолжает политику распространения баллистических ракет и ракетных технологий, которыми могут воспользоваться страны-изгои против территории США, дислоцированных за границей американских войск, или союзников США.

Прошлые попытки предоставлять России дополнительные кредиты Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка, сопровождавшиеся “просветительством” по широкому кругу проблем, например, ядерному распространению, не увенчались успехом. Вместо осуществления структурной экономической реформы или проведения более ответственной политики в области международной безопасности Кремль использовал выделяемые средства “нецелевым” образом. Они разбазаривались или расхищались.

Для того чтобы помочь России интегрироваться в сообщество демократических государств и мировые торговые потоки, Соединенные Штаты должны сосредоточить усилия на оказании помощи в решении проблем, стоящих сегодня перед российским обществом. Они должны включать взаимовыгодные договоренности, при которых Запад будет осуществлять инвестиции в российскую экономику при условии, что Россия проведет экономические и правовые реформы для сокращения рисков и создания более благоприятного климата для инвестиций.

Хотя задача демократизации России остается важной, никак нельзя допустить, чтобы эта цель преобладала над защитой Америкой ее собственных национальных интересов. Определение процесса демократизации России в качестве самой приоритетной из внешнеполитических задач в ущерб прочим было одной из серьезных ошибок администрации Клинтона. Это привело к тому, что она недооценила опасность действий России в Чечне, Иране и Ираке и слишком чувствительно воспринимала российскую критику планов США по развертыванию национальной системы ПРО.

Таким односторонним отношениям следует положить конец. Соединенные Штаты не должны допускать, чтобы задача демократизации России заглушала критику в адрес России, когда обстоятельства требуют этого. Напротив, стремясь любыми доступными ей средствами способствовать развитию демократии, свободного рынка и правового государства в России, администрация Буша должна исходить в своих внешнеполитических подходах скорее их реального поведения России в мире, чем из ее официальной риторики.

Проблемы: тенденции к многополярности противоречат интересам США

В отношениях с Россией президент Буш и его администрация должны принимать во внимание реальные и потенциальные угрозы безопасности, возникающие в результате различных аспектов внешней и оборонной политики России, а также необходимость развивать новые подходы к сотрудничеству с Кремлем в области безопасности и экономики.

Антиамериканская внешняя политика. С распадом СССР Россия отказалась от бывших советских глобальных амбиций и коммунистической системы централизованного планирования. Однако не произошла замена советской элиты, формировавшей внешнюю и оборонную политику, которая оттачивала свои взгляды и политическую линию на длившейся десятилетиями антиамериканской риторике.

С 1996-1999 гг., при президенте Борисе Ельцине, Кремль стал придерживаться такого подхода к международным отношениям, который некоторые называют “доктриной Примакова”. Когда Примаков был министром иностранных дел (с 1996 г.) и премьер-министром (в 1998-1999 гг.), Россия стремилась к стратегическому партнерству с такими государствами, как Китай и Иран для создания противовеса предполагаемой гегемонии США. В настоящее время эта доктрина “многополярного мира” поддерживается сторонниками жесткой линии в российских вооруженных силах и военно-промышленном комплексе, выживание которых зависит от государственных ассигнований. Чем конфронтационнее внешняя политика Кремля, тем выше бюджетное финансирование на военные цели.

Такая политика привела к ухудшению отношений с Западом, в особенности с Соединенными Штатами. Это вынуждает Путина время от времени переориентировать свою риторику на менее антизападный манер, представляя дело таким образом, будто дверь к сотрудничеству закрыта не полностью. Тем не менее, Путин ясно дал понять, что его цель — снова сделать Россию великой державой, даже ценой возобновления противостояния с Соединенными Штатами. По сообщениям, он ценит советы ветеранов и бывших коллег из КГБ, например, Владимира Крючкова, возглавлявшего советский КГБ до 1991 года и выступившего, в конце концов, против политики тогдашнего президента Михаила Горбачева. Путин также доверил руководство органом по принятию решений в области внешней политики и обороны — Советом безопасности — бывшему коллеге по КГБ генералу Сергею Иванову и не провел кадровых изменений в верхних эшелонах министерства обороны — бастионе советского мышления в сфере безопасности.

Новая, более централизованная федеральная структура, возглавляемая семью генерал-губернаторами, которую Путин создал вскоре после вступления в должность в мае 2000 г., может помочь Кремлю получать более высокие бюджетные доходы из регионов для финансирования федеральных программ, включая наращивание вооруженных сил. Таким образом, преднамеренно или нет, Путин внедрил институциональные и кадровые компоненты плана по развертыванию нового раунда противостояния Соединенным Штатам. Как и многие члены бывших советских структур безопасности, Путин руководствуется не только довольно жесткой точкой зрения на национальные интересы России, но также и заоблачными мечтами об ее величии.

Россия может стать более напористой на пространстве бывшего СССР, сочетая политическое и экономическое давление и военную помощь, но маловероятно, что она предпримет прямую экспансию, вновь завоевывая эти государства и восстанавливая советскую империю. Большую тревогу вызывают усилия России, направленные на установление более тесных связей с Китаем и Ираном, а также на поддержку амбициозного наращивания вооружений Ираном.

Дестабилизирующее партнерство с Ираном и Ираком. С середины 1990-х годов Россия снабжает Иран технологиями по производству оружия массового уничтожения, особенно таких баллистических ракет, как СС-5 на жидком топливе, а также ракетными двигателями, танками, подводными лодками, противокорабельными ракетами и другими вооружениями. Это помогает Ирану повышать дальность своих ракет, которые сейчас способны поразить территорию таких союзников США на Ближнем Востоке, как Кувейт, Саудовская Аравия и Израиль, а также некоторые европейские столицы. Россия также продала Ирану две гражданские атомные электростанции, которые могут производить обедненный уран. По некоторым сообщениям, Москва продала Ирану оборудование для обогащения урана, который необходим для производства ядерного оружия.

Россия прекрасно знает об антиамериканской позиции Ирана и о том, как наращивание вооружений может дестабилизировать Ближний Восток. Оно чревато перебоями в подаче нефти, что непременно вызовет взлет цен на нефть и, возможно, глобальный экономический спад. И в России, и в Иране компании-производители дорогостоящей нефти выступают за более высокие цены на нефть и, таким образом, заинтересованы в сокращении предложения нефти на мировом рынке.

Администрация Клинтона препятствовала попыткам конгресса США положить конец российскому экспорту вооружений в Иран. В секретном меморандуме, подписанном вице-президентом А. Гором и российским премьер-министром В. Черномырдиным в июне 1995 г., признавалось право России поставлять обычные вооружения Ирану, включая подводные лодки, противокорабельные ракеты, сотни танков и другие современные вооружения. Из соглашения этих официальных лиц следовало, что США не должны были предпринимать никаких действий в отношении торговли оружием Россией при условии, что она обещает прекратить эту деятельность до 1999 года. Однако торговля оружием продолжается. Более того, похоже, что это секретное соглашение нарушает ирано-иракский договор о нераспространении от 1992 года, спонсорами которого были А. Гор, в то время сенатор, и сенатор Дж. Маккейн. По условиям договора Соединенные Штаты должны ввести санкции в отношении России в случае, если она будет продолжать продажу оружия этого типа в Иран и Ирак.

Саддам Хусейн является одновременно и бывшим получателем советской помощи и личным другом бывшего премьер-министра Примакова. Хотя Горбачев и стал на сторону США во время войны в Персидском заливе 1991 года, при Примакове и с благословения Ельцина Россия пошла на восстановление отношений с Ираком.

Обещания Хусейна выплатить многомиллиардный долг Ирака России, заключить контракты по нефти и газу с российскими энергетическими компаниями и помочь сломить доминирование США в Персидском заливе способствовало увеличению российской помощи Ираку. Россия начала снабжать Ирак такими высокотехнологическими компонентами, как гироскопы для ракет “Скад” и оборудование для массового производства бактериологического оружия в нарушение санкций ООН после войны в Персидском заливе. В 1997-1998 гг. разведка Кремля использовалась для подрыва миссии инспекторов ООН, в задачу которой входило изучение программы Ирака по созданию оружия массового уничтожения. Россия теперь выступает за отмену санкций против Ирака, приняв участие осенью 2000 г. в нарушивших санкции ООН авиаполетах в Багдад.

Сотрудничество с Китаем. Российские и китайские руководители усилили свою антиамериканскую риторику, что стало очевидно во время визита Путина в Пекин в июле 2000 г. и его предшествующей встречи с президентом Цзян Цзэминем в Душанбе. Мощь Соединенных Штатов и НАТО у многих в Кремле вызывает раздражение, и они готовы сотрудничать с Пекином в разработках обычных, ядерных и ракетных систем и технологий. Продолжается дискуссия о совместной противоракетной обороне. Китайские лидеры в восторге от возможности получения доступа к российскому военно-промышленному комплексу без вхождения в официальный союз.

Военные задачи и модернизация. Из-за своего безответственного поведения в Косово и упорного противостояния планам национальной ПРО США российские военные имеют хорошую возможность угрожать любому дальнейшему улучшению российско-американских отношений. Несмотря на окончание “холодной войны” в результате истощения Советским Союзом его национальных ресурсов для осуществления массированного наращивания вооружений, российский генералитет продолжает громогласно выступать за увеличение расходов на оборону, хотя ассигнования на военные нужды и так уже составляют свыше 25 процентов бюджета страны.

Более того, российский министр обороны и Генеральный штаб возлагают вину на Запад за такие проблемы, как недостаточное денежное довольствие военнослужащих, низкий боевой дух и слабая подготовка. Генштаб почти спровоцировал военную конфронтацию с западными силами, попытавшись захватить аэропорт в Приштине и выступая против военного вмешательства в гуманитарных целях вне рамок ООН. Российские военные утверждают, что война в Югославии — это генеральная репетиция нападения на Россию, и Генеральный штаб использовал ее в качестве предлога для увеличения расходов на оборону. Администрация Ельцина согласилась. Она увеличила военные ассигнования на 50 процентов, подняв тем самым значимость вооруженных сил в глазах общественности. Был развязан кровавый конфликт в Чечне.

Россия продолжает модернизацию своих военных систем. Военные планируют создать новое поколение межконтинентальных баллистических ракет, ПЛАРБ и современную военную авиатехнику. Например, осенью 1999 года Россия возобновила производство стратегического бомбардировщика Ту-160 (сопоставимого с американским бомбардировщиком В-1В). Однако при нынешних военных ассигнованиях в пределах 6-8 млрд долларов Россия испытывает острые бюджетные ограничения. Кремль, вероятно, будет осуществлять дополнительные безответственные поставки вооружений иностранным государствам и усиливать программу военной модернизации в ущерб гражданскому бюджету.

Распространение вооружений. Как отмечалось выше, Китай, Индия и Иран являются главными покупателями российских вооружений, однако, распространение Китаем и Северной Кореей систем российского производства среди стран Ближнего Востока вызывает не меньше опасений. Москва не вводит адекватных гарантий контроля против реэкспорта своих военных технологий. Многие межправительственные поставки оружия массового уничтожения и современных обычных вооружений осуществляются в нарушение международных договоренностей и режимов контроля над экспортом. Продажа баллистических ракет Сирии, Ливии и Йемену является особенно дестабилизирующим фактором и угрожает жизненно важным интересам безопасности США.

Трудности контроля над вооружениями. В январе 1993 г. президент Дж. Буш и Борис Ельцин подписали Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Сенат США ратифицировал договор в январе 1996 г., а российская Дума ратифицировала его в марте 2000 г. Однако российская сторона поставила выполнение положений договора в зависимость от соблюдения Соединенными Штатами устаревшего Договора о противоракетной обороне 1972 г. (ПРО) с бывшим Советским Союзом. Договор СНВ-2 предполагает сокращение числа ядерных боеголовок баллистических ракет с нынешних уровней 6000-6500 до 3000-3500. После выполнения договора стороны могут начать переговоры об СНВ-3 — о дальнейшем сокращении числа боеголовок до уровня 2000-2500.

Поддержание большого количества ядерных ракет в высокой боеготовности — дорогостоящее дело. А ВВП России и ее военный бюджет значительно меньше, чем в США. Поэтому в интересах России выполнить условия СНВ-2 и начать переговоры об СНВ-3. Однако такие влиятельные лица в российской армии, как министр обороны Игорь Сергеев пытаются поддерживать высокие потолки по боеголовкам, увязывая выполнение СНВ-2 с сохранением на неопределенное время договора о ПРО. Администрация Клинтона не смогла эффективно противостоять такой увязке, что подрывает стратегическую позицию США.

Кроме того, в ноябре 1995 г. администрация США прервала переговоры с Москвой относительно обмена данными относительно ограничения распространения вооружений. Проблемы прозрачности запасов и уничтожения боеголовок представляют особый интерес для того, чтобы США были уверены в безопасности и надежности российских военных запасов, а также для предотвращения передачи части ядерных запасов режимам-изгоям.

Продолжение неэффективной помощи. Администрация Клинтона, особенно министерство финансов США, несет большую ответственность за решение МВФ и Всемирного банка по-прежнему предлагать массированные займы и кредиты России даже после нарушения ею установленных ими условий и после нецелевого использования средств или расхищения их коррумпированными чиновниками. С 1992 года Россия получила от МВФ займов на 27 млрд долларов, став самым крупных реципиентом кредитов.

Первоначально, обеспечивая поток займов в Россию, администрация США стремилась стимулировать экономический рост, повысить престиж демократического капитализма, повысить уровень жизни и тем самым удержать Ельцина у власти. Большинство из этих целей не были достигнуты.

Кульминацией экономической катастрофы в России в 1998 году стала девальвация рубля на 75 процентов. Впоследствии жесткий бюджет, вызванный прекращением поступления займов, а также высокие мировые цены на нефть привели к некоторому оздоровлению российской экономики. Такие видные российские экономисты, как бывший министр финансов и первый вице-премьер Борис Федоров и советник Путина по экономическим вопросам Андрей Илларионов осудили безудержные заимствования Россией у МВФ и Всемирного банка. Они также утверждают, что средства были использованы “нецелевым назначением” или расхищены государственными чиновниками. Российские высшие официальные лица фактически признали, что кредиты МВФ были переправлены в оффшорные компании, контролируемые Центральным банком России.

Несмотря на широкое освещение этого скандала в СМИ, администрация Клинтона и руководство МВФ продолжают поддерживать дальнейшее предоставление России кредитов МВФ и Всемирного банка. Ни эти официальные лица, ни правительство Путина не попытались провести расследование этих злоупотреблений и скандала с Бэнк оф Нью-Йорк по отмыванию 7 млрд долларов.

Фактическое объявление дефолта Россией в отношении своих государственных займов в августе 1998 года и отказ кредиторов предоставить дальнейшие кредиты заставило, наконец, Москву принять жесткий бюджет. Обменному валютному курсу было позволено реагировать на реальности рынка. В течение 1999 г. и в первой половине 2000 г. Россия вновь обрела активный внешнеторговый баланс, бюджетный профицит, увеличились запасы иностранной валюты и золотой резерв. Российская элита, несмотря на свою нелюбовь к жесткому бюджету, низкой инфляции, быстрой либерализации цен и внешней торговли, не имела надежной альтернативной экономической модели, на которую можно было бы положиться. В каком-то смысле эти экономические перемены создают условия для возможности второго раунда рыночных реформ.

До скачка цен на нефть Россия просила о списании советского долга и реструктуризации собственно российских долгов. Сегодня, когда запасы наличных поступлений от продажи нефти, включая экспортные тарифы и налогообложение, огромны и когда ВВП вырос на 7,5 процентов в год, попытки России уклониться от уплаты долгов неуместны и должны быть отвергнуты западными кредиторами.

Неспособность остановить экспорт организованной преступности. Правительство Путина не смогло остановить мировую экспансию российских криминальных синдикатов. После распада СССР синдикаты организованной преступности России и Евразии процветают и несут ответственность за рост международной преступности. Эти организации имеют доступ к огромным арсеналам бывшей советской армии, миллионам гектаров культивируемого опиумного мака и конопли и многочисленным коррумпированным чиновникам в посткоммунистических бюрократиях. Эти синдикаты занимаются продажей оружия, отмыванием денег, оборотом наркотиков, распространением проституции и непосредственно способствуют усугублению этих проблем во всем мире.

Нестабильность в Чечне. В периоды 1994-1996 гг. и 1999-2000 гг. российская армия нанесла неоправданные потери гражданскому населению Чечни. Инициатива широкомасштабных операций против Чечни принадлежала тогда еще премьер-министру Владимиру Путину, который баллотировался на пост президента, и была связана с желанием повысить престиж и боевой дух российской армии. Путин явно связывал свое политическое будущее с успехом военных операций в Чечне. Вторая чеченская война должна была стереть позорное пятно поражения 1996 г., но вместо этого военное руководство продемонстрировало в ней неудовлетворительное управление войсками, неумелое командование и низкий боевой дух, что привело к большим потерям.

Когда России пришлось реагировать на такие угрозы ее безопасности, как вторжение чеченских боевиков в соседний Дагестан, чрезмерная реакция России только осложнила ситуацию и придала конфликту хронический характер. Как и в Афганистане, оплот сепаратизма в Чечне экспортирует нестабильность, преступность, оборот наркотиков и воинственную разновидность мусульманства в соседние страны. Жестокость российской армии в Чечне и отсутствие гражданского контроля над вооруженными силами привело к созданию воинствующего мусульманского анклава на пороге Европы.

Отношения с бывшей империей. Отношения между Россией и бывшими республиками СССР характеризуются напряженностью и отягощены глубокой исторической памятью. Россия завоевала многие страны СНГ в период длительной беспрецедентной военной экспансии в XVII-XIX веках. Другие важные соображения включают выход на побережье Черного моря, контроль над огромными запасами нефти и газа в бассейне Каспийского моря и отношения между доминирующими этническими группами и русскими (и русскоговорящими) в постсоветских государствах. Россия стремится играть более значительную роль в вопросах безопасности в Закавказье и Центральной Азии, укрепляя свое положение в качестве арбитра среди своих соседей, но также поощряя трения между исламскими силами региона.

Министр иностранных дел Игорь Иванов утверждал, что администрация Путина будет осуществлять политику интеграции членов СНГ на различных скоростях. Он предостерег Запад от проведения односторонней политики в отношении членов СНГ без сотрудничества с Москвой. Россия намерена применить свой вариант “доктрины Монро” к тем странам, которые она называет “ближним зарубежьем”. Если эта политика окажется успешной, имперские настроения России со временем начнут угрожать демократическим и проамерикански настроенным государствам Центральной и Восточной Европы, от Балтики до Черного моря, а также Турции.

Политика США в отношении Россия носит слишком личностный характер. Нынешние проблемы США с Россией можно проследить, хотя бы частично, через попытки Клинтона увязать российско-американские отношения с личными успехами Бориса Ельцина. Администрация Клинтона характеризовала Ельцина как демократа, реформатора и друга Соединенных Штатов. Реальность была гораздо сложнее. Ельцин разрешил продажу баллистических ракет и ядерных технологий таким странам, как Китай и Иран. Он также руководил двумя кровавыми военными кампаниями против сепаратистской Чечни. Проявляя терпимость к коррупции, он свел на нет поддержку российским народом демократических реформ и свободной рыночной экономики.

Администрация Клинтона добивалась большой публичности, разрешив вице-президенту Гору сопредседательствовать в комиссии Гора-Черномырдина, являвшейся форумом высокого уровня с неопределенными и широкими полномочиями, вопреки предостережениям разведки США о коррумпированности российского премьер-министра. Слишком близко ассоциируясь с одной из ведущих фигур нестабильного и коррумпированного режима Ельцина, Соединенные Штаты нанесли ущерб своей собственной репутации и авторитету среди российской элиты. Самоуспокоенность Америки в скандале 1999 года, когда всплыли факты об отмывании 7 млрд долларов через Бэнк оф Нью-Йорк и Репаблик бэнк оф Нью-Йорк, была воспринята русскими как демонстрация решения администрации Клинтона игнорировать коррупцию в высших сферах Москвы. Даже когда популярность Ельцина в России резко упала, администрация Клинтона продолжала ассоциироваться с ним. В отношении Путина политика администрации США носит более осторожный характер.

Очевидно, что новый американский президент должен действовать быстро для восстановления роли США как лидера в распространении мира, демократии и экономической свободы, увязывая американскую поддержку российской внешней политики с ее поведением на мировой арене.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ НОВОГО ПОДХОДА

На первую страницу Верх

Copyright © 2001   ЭРФОЛЬГ-АСТ
 e-mailinfo@erfolg.ru