Лариса Каневская
Все остальное – поправимо
Театр «Практика» беседует с каждым зрителем с глазу на глаз.
В пустом пространстве на расстоянии вытянутой руки произносятся
монологи, возникают диалоги, иногда какие-то сценки… Все это не связано
между собой, как-то отрывочно и бессюжетно, но ты вдруг испытываешь
такое волнение, будто сейчас тебе откроется какая-то истина.
Никакой дистанции между актерами и зрителями, никаких декораций,
никаких специальных костюмов. Люди выясняют отношения, спорят,
ненавидят, любят, боятся, радуются. Эти люди — родители и дети. Самые
близкие люди на земле — и самые далекие. Как страшно не понимать друг
друга!
Как же понять? Сколько раз за спектакль вы вздрогнете: «А ведь я
такая же деспотичная мать…», «А ведь я такая же жестокая дочь…», «И мой
отец на меня так же орал…», «И я своего отца тоже ненавижу…», «А так
меня ругали, и сейчас я сам делаю эту ошибку…»

Удивительное попадание в реальность, тонкости человеческой
психологии. Вслед за автором пьесы и режиссером Жоэлем Помра актеры
примеривают на себя самые различные ситуации. Забываешь, что это —
актеры, настолько все естественно, будто ненаписанные слова рождаются
только что из сиюминутных полученных эмоций.
Французы нам очень близки по менталитету, хочется надеяться, у нас
и у них долго не будут властвовать над умами холодные психоаналитики (в
Штатах без них шагу не сделать). У каждого нормального человека, в конце
концов, есть друзья, к которым можно обратиться в трудную минуту, есть
книги и есть театр, который учит ненавязчиво.
Когда после ругани и непонимания, обид и скандалов вдруг начинается
сцена в морге, где мать должна узнать тело сына, сердце зрителя
сжимается и содрогается от ужаса, проживая все материнские эмоции и
чувства. Вот когда ничего нельзя изменить, это и есть самое страшное. А
все остальное — поправимо, и ты выходишь из театра на улицу с оптимизмом
и надеждой, становясь чуть-чуть другим, более опытным и мудрым.
«Нескладные, неправдоподобные», по словам автора, истории, являются
на сцену театра «Практика». Зачем нам психоаналитик, когда есть
настоящее искусство?
|