Лариса Каневская
Нам не хватает сентиментальности
Марк Розовский поставил мюзикл «Бедная Лиза» четверть века назад.
Но что такое 25 лет в сравнении с прошедшими двумя веками со времени
написания Н.М.Карамзиным сентиментальной повести?
Театр «У Никитских ворот» своим устройством более всего напоминает
домашний театр позапрошлого века. И спектакль выдержан в том же стиле.
Костюмы и сценография Ксении Шимановской — выразительны при минимуме
средств. Веревочная паутина, опутавшая макеты церквей (вера в ловушке?),
бедная хижина, в которой живет Лиза с матерью, напоминает палатку, куда
входят сквозь лестницу-стремянку.

«Бедная Лиза». (Режиссер – Марк Розовский).
Обе героини страстно верят в Бога и преданно любят, не помня себя.
Только мать верна покойному мужу, Лизиному отцу, молится о скорой
встрече с ним в раю. А Лизе — со своим любимым Эрастом, вероятно, можно
будет свидеться лишь в аду (ведь он окажется клятвопреступником, она —
самоубийцей).
«И крестьянки любить умеют» — утверждает Карамзин. Слова эти
послужат эпитафией на Лизиной могилке… Сентиментально до слез.
Автор пьесы, музыки и постановки — М. Розовский добавил
жалостливому классическому тексту здорового юмора и лукавства (с помощью
поэта Юрия Ряшенцева), отчего спектакль только выиграл. На сцене — живой
оркестр под руководством Татьяны Ревзиной, актеры довольно прилично
поют. Хороши квартеты, дуэты и отдельные арии. Так, Эраст, возжелавший
простую и чистую девушку Лизу, распевает: «Уже веселый эллин христианина
в душе моей попрал…», после чего соблазняет несчастную селянку.
Добившись своего, запевает совсем другую песню: «Уж восхищенья нет, ведь
тайны нет уже, а там, где тайны нет, там кровь течет спокойно…»

«Бедная Лиза». Мать – З.а. РФ Галина Борисова.
Ведущий, названный в программке Леонидом (Лазуткин), с книгой
Карамзина в руках постоянно вмешивается в действие. Например, подает
героям недостающие реплики из книги. Так, страстные объятия влюбленных
он по ходу комментирует: «Они целовались, но стыдливая, целомудренная
Цинтия…» — Что, прости? — отрывается от Лизы Эраст. И Леонид с ученым
видом объясняет, что «луна, мол». Иногда вытаскивает откуда-то
примечательные предметы, например, портфель «дипломат», когда Эраст
сообщает Лизе что уезжает, что ему «встретилось важное дело». Тут и
осознаешь, как много лет идет спектакль, ибо молодежи теперь трудно даже
представить, чем были тогда для всех эти «дипломаты». С кожаными
компактными чемоданчиками ходили на службу успешные молодые люди,
остальные члены общества использовали «дипломаты» попроще, пластиковые
(под тару: туда удобно помещалось необходимое количество бутылок).
Актеры театра Розовского чувствуют себя вполне естественно в рамках
мюзикла. Сходу реагируют на чей-то звонок мобильного телефона:
— Это птички! — говорят они друг другу, подмигивая публике.
Когда мобильник зазвонил в третий раз, Эраст, прервавшись, легко
обратился в зал:
— Телефон можно выключить, у нас тут театр, знаете ли…
Почти весь спектакль зрители веселятся. Чрезвычайно комичным
представлен Эраст (Станислав Федорчук). Но в итоге сантименты берут свое
и выжимают из зрителей скупую слезу, ведь безмерно горе Лизы (Вера
Десницкая). Страдает и плачет она неподдельно. Эмоциональный заряд
зрителями получен, что и требовалось от театра.

«Бедная Лиза». Леонид – С.Лазуткин,
Эраст – С.Федорчук.
|