Лариса Каневская
«Комедиантъ» существует,
пока здравствуют театральные «маньяки»
Семь лет назад в Москве родился новый театр «Комедиантъ».
Соответствуя историческому названию (комедианты — бродячие артисты),
театр до сих пор не имеет стационара, зато занимает свою нишу
в театральном море разнообразных проектов.
Репертуар строится на общей любви и неугасаемом (к счастью)
интересе к таким поэтам, как: Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Марина
Цветаева, Владимир Высоцкий. Спектакли создаются при поддержке
литературных музеев, по возможности, на базе их помещений.
Встретиться с Маяковским без школьного казенного глянца можно
в удивительном спектакле «Он — сам». Музей имени поэта сам по себе
уникален. Авангардный, футуристический, непохожий на традиционно спящее
царство стеклянных витрин, музей громогласно разворачивает перед вами
сложное, закрученное по спирали пандуса представление, в котором каждый
виток — новый поворот судьбы.
Действие спектакля начинается в фойе. «Дети» в пионерских галстуках
тянут друг друга в разные стороны: мальчик мешает девочке зубрить стихи
из томика Маяковского, тащит ее в кино.
Сам Маяковский направляется мимо вас в небольшой зал, где
немедленно разворачивается поэтический диспут, в который незаметно
втянуты и зрители. После блистательной и остроумной пикировки,
Маяковский исчезает, увлекая за собой толпу поклонников и обвинителей,
чтобы появиться перед ними в самые важные моменты своей истории.
Зрители становятся непосредственными свидетелями самых счастливых и
самых страшных минут жизни великого поэта, нежного великана и ранимого
человека.
Десять артистов театра, используя лишь мелкие атрибуты, мгновенно
перевоплощаются в тридцать пять легко узнаваемых персонажей: чета Бриков
и Давид Бурлюк, Корней Чуковский и Татьяна Яковлева, Марина Цветаева и
Валерий Брюсов, интеллигент, уборщица, пионеры, гимназистки,
Победоносиков, царица Тамара.
|
«Он — сам»
Сцены из спектакля.
Фото Максима Кривошеева. |
Спектакль потребует от вас стойкости (час сорок на ногах) и
мужества сдерживать изо всех сил эмоции, поскольку смеяться и плакать
хочется во весь голос, как не стеснялся делать это сам поэт.
Заслуженные овации устраивают зрители создателям и исполнителям:
Алене Чубаровой и Ирине Егоровой (сценаристам, режиссерам, актрисам), Г.
Новикову, А. Огородову, Д. Майорову, Ю. Оборотову, Г. Эпштейну, А.
Богданову и др.
В одном из последних спектаклей — «Садовая, 10, далее — везде…» —
комедианты располагаются в квартире Булгакова.
Не успевают зрители зайти и оглядеться, как «нехорошая» квартира
оживает. «Свидетелей» с белыми и красными мандатами разводят по разным
комнатам, заставляя время от времени пройти то на кухню, то в коридор
коммуналки 20-х гг. прошлого века.
Перепалки между жильцами, развешивание по всей квартире белья на
веревке, переписка писателя с женой, изобретение машины времени, жалобы
на соседей — это происходит вокруг вас и не дает отвлечься ни на минуту.
Только что от вас управдом требовал своевременной уплаты за квартиру, а
тут уж за вами выстраивается очередь к коммунальному телефону, там вас
не пускает в свою комнату Зойка, а тут к вам взывает отчаявшийся Иван
Бездомный.
|
«Садовая, 10, далее — везде…»
Сцены из спектакля.
Фото автора. |
Самым непостижимым образом обрывки фраз
документов и писем, отрывки из разных произведений М.А.Булгакова
соединяются в целый спектакль, живой портрет эпохи, знакомой нескольким
поколениям, умудрившимся уцелеть вопреки яростному строительству
социализма.
Спектакль идет параллельно в разных комнатах квартиры, изредка
выплескиваясь в коридор. Уходят зрители с твердым желанием вернуться еще
раз, получить мандат другого цвета, и узнать, что происходило за
дверями, ведь тайна не разгадана до конца…
А как же может быть иначе в мире писателя, любителя мистификаций.
|