На первую страницуВниз2007
Лариса Каневская  
 

Лариса Каневская



Дон Жуан у Никитских ворот

 

     В Театре Розовского режиссер Аркадий Кац поставил «Дон Жуана» Мольера.
     Спектакль удивительно прост тем классическим подходом к великой драматургии, по которому уже соскучились рядовые театралы. Настоящая комедия без всякого сюра — как приятно быть здесь зрителем.
     Сценография сведена к полному минимализму, что позволило раздвинуть крошечное пространство сцены до предела. Несколько уходящих вглубь ступеней, малочисленные предметы интерьера, появляющиеся на короткое время и музыкальные инструменты (а куда ж без музыки в этом театре) — вот и вся обстановка.
     Текст пьесы актуален до неприличия: какая нынче газета может выступить с таким острым монологом главного героя о лицемерии во всех слоях общества? Дон Жуан (Максим Заусалин) — обаятелен, весел, тонок, игрив, в меру нахален и упрям. Актер, как впрочем, и автор, относится к своему герою с большой симпатией. Редкая нынче мужская харизма легко одерживает победы над слабым полом. Женщинам любого возраста и положения вполне естественно оказываться слабыми и беззащитными перед такой напористой любвеобильностью. Последующее разочарование и горечь разлуки не умаляют значения зажженного в сердце любовного огня, возможно единственного в жизни… Такая любовь подобна фейерверку, моментально вспыхивающему и сгорающему, но оставляющему яркие воспоминания, украшающие жизнь. Лучше короткий праздник, чем никакой.
     Основная комическая роль принадлежит, безусловно, Сганарелю (Юрий Голубцов). Житейская мудрость простолюдина и собственное мнение по любому вопросу комически расходятся с преданностью непутевому хозяину. Немало удовольствия получают зрители, смеясь ужимкам и прыжкам старательного слуги. По всем статьям разлаженный дуэт — главная линия спектакля. В унисон им спеть не дано, да и невозможно, поскольку по одной дороге они идут в разные стороны…
     Веселье сопровождает всю сцену с торговцем Диманшем (Владимир Давиденко). Так ловко и непринужденно его «кидает» Дон Жуан, что торговец уходит почти счастливый: такой виртуозности ему самому никогда не постичь.
     Дон Луис, отец Дон Жуана — фигура трагикомическая. Занудно выговаривая сыну, он вызывает у последнего лишь отторжение, а у зрителей — сочувствие и смех, когда, спотыкаясь на каждом шагу, в последнюю секунду чудом избегая падения, гордо и нелепо топорща усы, он заявляет: — «Я сам!», боясь оказаться зависимым.
     Лишь у Эльвиры (Наталья Рафальская) действительно трагедия. Она, вверившись Дон Жуану, сбегает из монастыря и тут же убеждается в кратковременности его любви. Обретенная свобода без любви ей не нужна, и она горестно возвращается в строгую обитель, схоронив в укромном уголке своего сердца воспоминания.
     Дон Жуан — не простой обольститель и сластолюбец. Он освобождает себя от всех условностей и условий, подчиняясь лишь своим искренним чувствам, непостоянным, как волны, как ветер, как стихия… Он уходит, подставившись тяжелой руке командора, уходит от общества, загнавшего его в фальшивые рамки лицемерия. Не умея существовать как все, он использует свою свободу выбора до конца.
     На свободное место приходит другой Дон Жуан, но это уже совсем другая история…
 

На первую страницу Верх

2007

Copyright © 2009   ЭРФОЛЬГ-АСТ
e-mailinfo@erfolg.ru