На первую страницуВниз


«ИНДЕКС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ»
2002 ГОДА

 

В конце октября 2001 года вышло в свет очередное ежегодное издание «Индекса экономической свободы», подготовленное американским фондом «Наследие» совместно с газетой «Уолл-стрит джорнэл». В предисловии к «Индексу-2002» президент фонда Э. Фолнер отмечает, что на протяжении уже восьми лет это исследование является ценным инструментом для измерения экономической свободы в мире. В нынешнем издании проведена оценка ситуации в 155 странах. В 73 из них состояние экономической свободы улучшилось, а в 53 ухудшилось.

При определении степени экономической свободы авторы оценивают влияние на экономику таких факторов, как налоговое законодательство, тарифы, регулирование в сфере бизнеса, вмешательство государства, коррупция органов власти, судебная система, таможенная служба и др.

Из «Индекса» вновь следует, что большинство экономически свободных стран мира — это те, где существуют правовое государство и система экономической свободы, унаследованные или заимствованные из англо-саксонской капиталистической модели. Регион Северной Америки и Европы по-прежнему остается самым свободным: 6 стран региона входят в первую десятку. 19 стран Северной Америки и Европы улучшили свои параметры — это лучший показатель среди всех регионов планеты.

Впервые в этом году одна из бывших республик СССР — Эстония — классифицирована как государство со свободной экономикой. Еще более примечательно то, что у Эстонии одна из самых свободных экономических систем в мире. По степени экономической свободы Эстония занимает четвертое место — наравне с экономикой США. Литва — еще одна бывшая социалистическая республика в составе СССР — сделала колоссальный и беспрецедентный шаг вперед.

Как отмечается в «Индексе», успех развития таких разных в экономическом отношении стран, как Эстония, Литва, Латвия, Чешская Республика, Венгрия, Польша и Армения служит свидетельством мудрости тех, кто боролся в ходе длительной «холодной войны» против «империи зла», каковым являлся бывший Советский Союз. Теперь миллионы ранее порабощенных людей могут пожинать плоды экономической и политической свободы. Таким наследием Запад может гордиться.

По оценке «Индекса», в Гонконге по-прежнему сохраняется самая свободная в мире экономика. Там нет таможенных пошлин, зато самые низкие налоги, самые незначительные расходы на содержание государства, минимальное количество государственных предприятий, низкий уровень государственного регулирования, положительное отношение к иностранным инвестициям и эффективная защита прав собственности. Однако в Азиатско-Тихоокеанском регионе еще много стран, где экономика преимущественно несвободна и даже угнетена.

Африка долгое время считалась континентом, обреченным на неудачу. Однако сейчас некоторые страны улучшили свою экономическую политику. К югу от Сахары уже пять преимущественно экономически свободных государств. Огромные перемены произошли в экономике Мозамбика. Еще в 1996 году его экономика считалась угнетенной. Но в последние годы благодаря приватизации и либерализации в ней произошли заметные позитивные сдвиги. Этот пример показывает, что даже в условиях преодоления национальной катастрофы можно быстро идти вперед.

В «Индексе» содержится вывод о том, что за последний год в мире достигнут большой прогресс в деле продвижения экономической свободы. Но немало еще предстоит сделать. Многие страны неразумно придерживаются протекционистской политики, которая порабощает их экономику. Действительно, реформы часто болезненны, однако приводимые факты неоспоримо свидетельствуют о том, что выгоды экономической свободы приводят к долгосрочным преимуществам, которые невозможны в странах с несвободной экономикой.

Напомним нашим читателям, что рейтинги «Индекса экономической свободы» основываются на анализе 50 переменных по 10 категориям: торговая политика, фискальное бремя государства, банковская политика, движение капитала и иностранные инвестиции, кредитно-денежная политика, контроль над заработной платой и ценами, государственное вмешательство в экономику, защита прав собственности, регулирование и «черный рынок». Страны оцениваются по шкале от одного до пяти баллов в каждой категории. Чем меньше степень экономической свободы, тем выше балл. На этой основе выставляется общая оценка.

Разумеется, российскую аудиторию заинтересует оценка экономической свободы России. По мнению авторов «Индекса», Российская Федерация по-прежнему относится к государствам с преимущественно несвободной экономикой. Рейтинг России остался на прежнем уровне. Но ввиду продвижения «вверх» других стран Россия оказалась оттесненной с 127 на 131 место.

В разделе «Индекса», посвященном нашей стране, указывается, что нынешние экономические проблемы России вызваны тремя основными факторами: отсутствием широкой политической поддержки реформ, неспособностью преодолеть разрыв между доходами страны и государственными расходами и неспособностью системно продвигаться по пути структурных реформ. Президент Путин выступает за сильное государство и рыночную экономику. Однако его опора на структуры государственной безопасности и бывших коллег по КГБ, отсутствие прогресса в сфере правовой реформы, всепроникающая коррупция (особенно в Генпрокуратуре и налоговой полиции), продолжающаяся война в Чечне ставят под вопрос его декларации. На «черный рынок» все еще приходится, по меньшей мере, 50 процентов ВВП.

В то же время Путин представил сбалансированный бюджет, ввел 13-процентный подоходный налог и продвинул план реформирования национальной энергетической монополии. В июле 2000 года кабинет министров принял новую программу экономических реформ, но ее осуществление было подорвано отсутствием банковской реформы и слишком сильным вмешательством государства в экономику. Как отмечается в докладе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), «хотя сейчас климат для бизнеса и инвестиций благоприятен, ситуация может быстро ухудшиться, если цены на товары упадут, а рубль слишком быстро усилится». В докладе ЕБРР также подчеркивается, что «сейчас Россия больше всего нуждается в создании равных условий для всех инвесторов — как иностранных, так и внутренних».

Попытки правоохранительных органов пересмотреть результаты приватизации вызвали новые вопросы у западных инвесторов относительно степени приверженности России принципам открытого и прозрачного рынка, основанным на верховенстве закона. По сравнению с прошлым годом показатель защиты прав собственности в России ухудшился на один пункт, однако два параметра — фискальное бремя государства и вмешательство государства в экономику — на полпункта лучше. В результате интегрированный показатель России остался прежним — 3,7 балла. Оценки России по анализируемым в «Индексе» конкретным категориям экономической свободы следующие.

ТОРГОВАЯ  ПОЛИТИКА

Показатель: 4 балла — стабильность (высокий уровень протекционизма).

Тарифные ставки России колеблются от 5 до 20 процентов. Средний показатель — 11,3 процента. Правительство снизило импортные пошлины приблизительно на 3500 наименований товаров (из общего списка в 11 тыс.) с 30 до 20 процентов. Эффект от этого должен отразиться в будущих изданиях «Индекса». Вместе с тем сохраняются значительные нетарифные барьеры. По оценке специального представителя США по торговле, «частые и непредсказуемые изменения в таможенном законодательстве России и отсутствие порядка в осуществлении таможенной политики создали проблемы для внешней и внутренней торговли и капиталовложений. Обременительный режим лицензирования импорта, включая квоты на алкогольную продукцию, привел к сокращению импорта в этом секторе».

ФИСКАЛЬНОЕ БРЕМЯ ГОСУДАРСТВА

Показатель: подоходное и корпорационное налогообложение — 2 балла — улучшение (низкие ставки налогов).

Показатель: государственные расходы — 5 баллов — стабильность (очень высокий уровень государственных расходов)

Общий показатель: 3,5 балла — улучшение (высокое фискальное бремя).

Россия изменила свой налоговый кодекс и приняла 13-процентный плоский подоходный налог. С 2002 года высшая ставка налогообложения предприятий, составляющая 35 процентов, будет снижена до 24. В 1999 году государственные расходы составили 35,3 процента ВВП. В результате снижения налогов в этом году показатель фискального бремени российского государства на 0,5 пункта лучше.

ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКУ

Показатель: 2,5 баллов — улучшение (средний уровень).

Официальная доля государственного потребления составляет 14 процентов ВВП. В 1999 году Россия получила от государственных предприятий и государственной собственности 5,41 процента совокупных доходов. В этом году показатель вмешательства российского государства в экономику на 0,5 пункта лучше.

КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Показатель: 5 баллов (очень высокий уровень инфляции)

Средневзвешенный годовой уровень инфляции в России в период 1992-2000 годов составил 38,26 процента.

ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА И ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Показатель: 3 балла — стабильность (умеренные барьеры)

В июле 1999 года вступил в силу закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Он был призван прояснить правила иностранного инвестирования и создать более благоприятный инвестиционный климат. В законе определены критерии для тех инвестиционных проектов, которые могут быть позитивно восприняты. Но после этого они должны быть одобрены министерством экономического развития и торговли. Закон предоставляет иностранным инвесторам равные права с россиянами, но это не затрагивает отрасли, связанные с национальной безопасностью. Иностранцам разрешается создавать компании исключительно с иностранным капиталом (хотя процесс регистрации может быть мучительным) и принимать участие в приватизационном процессе. Главными препятствиями для иностранных инвестиций продолжают оставаться слабость правового государства, преступность и коррупция, слабая инфраструктура и правовая неопределенность.

БАНКОВСКАЯ ПОЛИТИКА

Показатель: 4 балла — стабильность (высокий уровень ограничений)

Российский финансовый кризис 1998 года привел всю финансовую систему в состояние хаоса. Многие банки обанкротились и закрылись, другие государство взяло под свой контроль и мощно субсидировало. Согласно докладу Европейского банка реконструкции и развития, «после кризиса 1998 года банковские услуги были снова сосредоточены в государственных банках. Основная часть кредитования реального сектора осуществляется государственными банками. В 2000 году они усилили свою доминирующую роль в этом секторе экономики и пользовались специальными льготами, включая скрытые гарантии со стороны государства. Хотя лишь треть зарегистрированных банков принадлежит государству, на их долю падает две трети уставного капитала в банковском секторе. В 23 банках государство владеет более чем 50 процентами акций».

17 мая 2001 года Дума одобрила три законопроекта по реформированию банковской деятельности с целью совершенствования контроля над банками и стандартов отчетности, расширения полномочий Центрального банка России. Государству предоставляется право изъятия лицензий у тех финансовых институтов, которые не соответствуют коэффициентам достаточности собственного капитала. По оценке «Экономист интеллидженс юнит», «в принципе эти меры способны улучшить прозрачность банковского сектора и контроль со стороны Банка России. Однако в прошлом Центробанк не проявлял особого желания воспользоваться своими постоянно возрастающими полномочиями по регулированию. Здесь также наблюдается конфликт интересов, так как он одновременно является крупнейшим кредитором банковского сектора, его регулирующим органом и владельцем двух крупнейших банков».

КОНТРОЛЬ НАД ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТОЙ И ЦЕНАМИ

Показатель: 3 балла — стабильность (умеренный уровень вмешательства).

Правительство России либерализовало большинство цен, но продолжает устанавливать цены на продукцию монополий. Согласно «Экономист интеллидженс юнит», «компании, зарегистрированные в качестве государственных монополий, обычно подвергаются контролю за устанавливаемыми ими ценами». Отраслевые министерства устанавливают цены на коммунальные и транспортные услуги, но министерство по антимонопольной политике обязано утверждать эти изменения. «Экономист интеллидженс юнит» также сообщает, что «за одни и те же товары и услуги предприятия обычно платят больше, чем физические лица. Эта диспропорция унаследована из советских времен, когда искусственно заниженные цены на потребительском рынке были полностью изолированы от оптовых (промышленных) рынков». В России существует установленный минимальный размер заработной платы.

ЗАЩИТА ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ

Показатель: 4 балла — ухудшение (низкий уровень защиты).

Права собственности в России защищены слабо. В докладе «Экономист интеллидженс юнит» отмечается, что «сохраняющаяся слабость в этой сфере затрудняет полную интеграцию страны в глобальную экономику. Отсутствует правовая защита». Как сообщает «Файнэншл таймс», «при рассмотрении громких судебных дел политические соображения, несомненно, играют существенную роль». Более того, проблема «усугубляется недостаточным финансированием, нехваткой судей и растущим в связи с этим числом нерассмотренных дел и неэффективностью судов». Газета далее отмечает, что в арбитражных судах существуют и другие проблемы: полное отсутствие экономических знаний у судей, коррупция и запугивание судей. В свете этих новых данных показатель России на 1 пункт ниже, чем в прошлом году.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Показатель: 4 — стабильность (высокий уровень регулирования).

Огромный бюрократический аппарат, отсутствие открытости, тотальное бюрократическое регулирование по-прежнему являются значительным препятствием для развития бизнеса в России. По оценке государственного департамента США, «в России нет устоявшейся правовой системы, а в правительстве идет борьба вокруг новых законов по широкому спектру проблем. В такой обстановке коммерческие переговоры и контракты становятся сложным и затяжным делом. В России осуществляется на практике только часть коммерческого кодекса (входящая в гражданский кодекс), и инвесторы должны тщательно изучать все аспекты российского права, чтобы убедиться, что каждый контракт соответствует российским законам и отражает основные положения нового и еще сохраняющего силу старого законодательства.

Постоянно быть в курсе изменений в законах, президентских указов и правительственных постановлений — сложная задача. Чиновники, государственные и судебные инстанции разных уровней не слишком последовательно трактуют и выполняют установленные нормы, а решения одних могут быть отменены или опротестованы другими». Как констатируется в «Индексе», коррупция в России носит всепроникающий характер. Правительство намерено провести некоторые реформы для снижения бремени, возложенного на бизнес, и даже преуспело в сдерживании власти олигархов. Однако неясно, насколько успешными окажутся эти усилия в конечном итоге.

«ЧЕРНЫЙ РЫНОК»

Показатель: 4 балла — стабильность (высокий уровень активности).

Показатель России, определенный организацией «Транспаренси интернэшнл», составляет 2,3 балла. На этой основе в «Индексе-2002» параметры активности «черного рынка» России оцениваются в 4 балла.

На первую страницу Верх

Copyright © 2001   ЭРФОЛЬГ-АСТ
e-mail
info@erfolg.ru