![]() |
![]() ![]() ![]() |
||||
14 марта 2002 года Московское представительство Фонда «Наследие» совместно с Фондом «Гласность» провело заседание круглого стола на тему: «Трудовой кодекс: радужные перспективы или взрыв общественного недовольства?» В дискуссии приняли участие представители правительства РФ, депутаты Государственной Думы, лидеры профсоюзов, известные правозащитники и эксперты. С сообщением по теме выступил министр труда и социального развития РФ Александр Починок. Он отметил, что недавно принятый и вступивший в силу Трудовой кодекс России является плодом длительной и кропотливой работы и представляет собой взвешенный компромисс между различными интересами и точками зрения. Правительство видит сильные стороны ТК в том, что он в целом способствует укреплению и развитию экономической свободы в стране. ТК также благоприятствует созданию новых рабочих мест, притоку капиталовложений, не уменьшает степень защищенности работников. Вместе с тем правительство видит слабые стороны нового кодекса как любого компромиссного документа. Оно готово работать над уточнением отдельных положений, в частности, путем разработки и принятия подзаконных нормативных актов. Правительство толерантно относится к различным интерпретациям кодекса и к идее внесения поправок, считает их правомерными, но не намерено первым начинать пересмотр принятых положений. Нарушение хрупкого баланса ТК, наметившегося в согласительной комиссии, может сломать всю конструкцию. В любом случае правительство и Минтруд в частности открыты к диалогу по выполнению ТК со всеми заинтересованными сторонами. Заместитель министра труда и социального развития Владимир Варов привел некоторые цифры в развитие сообщения А. Починка. В целях дальнейшего нормативного регулирования отношений в трудовой сфере необходимо принять около 15 законов и 60 постановлений правительства. Непростой задачей является поддержание баланса между экономической свободой и экономическими правами личности, определенными соответствующими пактами ООН. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что в процессе работы над ТК не удалось полностью избавиться от «раритетов жесткой командной системы». Позиция ряда депутатов Госдумы и профсоюзных лидеров в отношении нового ТК была более скептической. Один из разработчиков, депутат Олег Шеин считает, что в окончательном варианте кодекс более выгоден работодателям и правительству как их крупнейшему представителю и ущемляет интересы работников. Он квалифицировал кодекс как «антипрофсоюзный», так как он ограничивает права профсоюзов при заключении коллективных договоров и объявлении забастовок. Видный эксперт в сфере трудового права профессор Владимир Миронов указал на конкретные недоработки и противоречия в ТК, расхождения его положений с принципами Всеобщей декларации прав человека. Заложенное в кодексе понятие социального партнерства достаточно аморфно и не имеет конкретного юридического смысла. Представительница американского профсоюзного объединения АФТ/КПП Ирина Стивенсон отметила, что ТК фактически узаконивает вмешательство правительства в дела профсоюзов, а это противоречит конвенциям Международной организации труда, признанным Россией. Министр не согласился с ней, напомнив о том, что МОТ не зафиксировала подобных нарушений в своем заключении по ТК. Значительное место заняла дискуссия о правах малых профсоюзов. Их представители жаловались на то, что работодатели предпочитают иметь дело с крупной «Федерацией независимых профсоюзов России», которая объединяет и работников, и работодателей, и склонны игнорировать интересы небольших профсоюзных групп на предприятиях. Правительство признает в качестве легитимных партнеров на переговорах по трудовым отношениям именно крупные профсоюзы. Участники были едины во мнении, что применение ТК повлечет за собой увеличение числа обращений сторон в суды для решения спорных вопросов. В этом плане конфликтный потенциал достаточно высок, однако он вряд ли приведет к массовому взрыву общественного недовольства. Рекомендации «круглого стола» можно сформулировать следующим образом.
|
||||
|