На первую страницуВниз

Бюллетень Фонда «Наследие»

ПОЧЕМУ ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО 
ОТВЕЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИМ И СТРАТЕГИЧЕСКИМ
ИНТЕРЕСАМ АМЕРИКИ

На недавних переговорах с президентом России В. Путиным лидеры ведущих западных государств высказывали свою заинтересованность в том, чтобы Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Ариэль Коэн, эксперт по проблемам России и Евразии Института международных исследований им. Дэвисов Фонда “Наследие”, анализирует последствия вступления России в ВТО для Соединенных Штатов.

Вступление России в ВТО входило в число главных вопросов, обсуждавшихся на российско-американском саммите в Москве и Петербурге 24-25 мая. После принятия Китая в эту организацию в ноябре 2001 года Россия остается единственной крупной экономической державой, все еще не вовлеченной в этот мировой экономический форум. Принимая во внимание растущую значимость России как стратегического партнера США в войне против терроризма и рост ее экономики в течение последних трех лет, представляется очевидным, что вступление России в ВТО отвечает интересам Америки.

Среди задач торговой политики США — обеспечение для американских товаров, услуг и инвестиций более справедливого и сбалансированного доступа на мировые рынки, снижение и отмена торговых барьеров и других антирыночных мер. Американские потребители выиграют от уменьшения торговых барьеров в отношении таких российских товаров, как сталь, топливо для ядерных реакторов и определенные типы самолетов и вертолетов. Очевидно, что переговоры о вступлении России в ВТО должны концентрироваться вокруг взаимных интересов.

Соответствие требованиям ВТО. Для вступления в эту организацию Россия сначала должна внести важные коррективы в свою экономическую политику, которые позволят ей соответствовать требованиям ВТО. Это отмена тарифов на некоторые товары, создание недискриминационного транспарентного режима для иностранных товаров и услуг, реформа финансового и банковского секторов и принятие решительных мер по защите западных инвесторов и прав интеллектуальной собственности. Эти требования представляют собой часть политики, общей для всех кандидатов на вступление в ВТО, и Россия не должна пользоваться каким-либо особым статусом.

У Соединенных Штатов должна быть четкая и неизменная позиция по этому пункту: Россия должна полностью соответствовать всем требованиям, необходимым для вступления в ВТО.

Содействие вступлению России. В дискуссиях и переговорах с Россией, а также в работе в составе четырехсторонней группы ВТО совместно с представителями Европейского Союза (ЕС), Канады и Японии, которая осуществляет руководство переговорами о вступлении России, Соединенные Штаты должны:

  • Поддержать усилия России, направленные на открытие экономики для торговли и инвестиций. Это облегчит ее интеграцию в сообщество демократических государств, ориентированных на свободный рынок, и повысит ее роль как партнера США в борьбе против терроризма. На саммите в Москве президент Буш поддержал президента Путина, российское правительство и деловое сообщество России в их усилиях по повышению общей эффективности российской экономики посредством открытия рынков для торговли и инвестиций.

  • Способствовать отмене в отношении России поправки Джексона-Вэника. Она препятствует установлению долговременных, нормальных торговых отношений между Россией и Соединенными Штатами. Поправка Джексона-Вэника не позволяет иметь дело с Россией как равноправным партнером, как того требуют правила ВТО. Соединенные Штаты, в частности Конгресс США, должны сделать первый шаг для создания условий вступления России в ВТО, полностью отменив ограничения, установленные этой поправкой.

  • Сосредоточить обсуждение на необходимости отмены или снижения Россией тарифов, как того требуют правила вступления в ВТО. Они должны охватывать отрасли и товары, в отношении которых Россия проводит протекционистскую линию, например, фармацевтические препараты, медицинскую, строительную, сельскохозяйственную и аэрокосмическую технику, автомобили и сталь. Эти тарифы должны стать предметом обсуждения на заседаниях четырехсторонней группы ВТО.

  • Поддержать членство России в Соглашении ВТО о госзакупках. Четырехсторонняя группа ВТО должна обеспечить подписание Россией этого соглашения, требующего транспарентности и недискриминационного подхода при осуществлении государственных закупок.

  • Консультировать российское правительство и Центральный банк о путях реформирования и создания условий для открытости банковского, финансового и страхового секторов. Представитель США по вопросам международной торговли должен рекомендовать четырехсторонней группе ВТО потребовать первоочередного осуществления реформы финансового сектора в качестве непременного условия вступления России в эту организацию.

  • Просить Министерство экономического развития и торговли России выполнить требования ВТО по защите интеллектуальной собственности еще до вступления в эту организацию.

Заключение. Президент Путин понимает, что только Запад является основным источником инвестиций и значительным рынком для российских энергоносителей. Путин и премьер Касьянов неоднократно заявляли, что Россия стремится вступить в ВТО и что она останется надежным торговым партнером и поставщиком энергоносителей на Запад независимо от ситуации на Ближнем Востоке.

Соединенные Штаты должны поддержать усилия России по вступлению в ВТО. Вместе с тем они должны дать ясно понять, что российскому правительству следует обеспечить соответствие общим для всех правилам вступления в ВТО, в частности, принять решительные меры по защите прав интеллектуальной собственности, отменить или снизить тарифы, создать недискриминационный и транспарентный климат для иностранных товаров и услуг, провести реформу банковского сектора.

 

ДОГОВОР ПО ПРО: КОНЧИНА БЕЗ ОСОБОГО ШУМА

С 13 июня США вышли из двустороннего Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), который был заключен еще с Советским Союзом в 1972 г. Президент Фонда “Наследие” Э. Фолнер размышляет о реакции в Америке на это событие.

Простите, но где же возмущение? Мы официально выходим из Договора о противоракетной обороне, а со стороны толпы людей, занимающихся контролем над вооружениями, не слышно ни писка.

Они годами уговаривали нас не делать этого. Они уверяли нас, что договор представляет собой “краеугольный камень стратегической стабильности”. Они уверяли нас, будто этот документ, связывающий две страны взаимно гарантированным уничтожением, делает мир безопаснее.

Россия не единственная страна, возражающая против нашего выхода из договора, заявляли они. Против выступают также Китай и вся Европа. Наши односторонние действия, мол, оставят нас в этом мире без единого друга и лишат планету надежды на мир.

Сколько из этих страшных предсказаний сбылось? Да почти ни одного. Действительно, Россия вроде бы выразила недовольство, когда в декабре прошлого года президент Буш заявил о выходе США из договора через 6 месяцев. Но теперь уже ясно, что Кремль невнятно манерничал исключительно для успокоения сторонников жесткой линии внутри страны. О реальной позиции России говорят ее дела: президент Путин недавно подписал договор с президентом Бушем о взаимном сокращении ядерных арсеналов.

Надо ли этому удивляться? Даже до террористических актов 11 сентября было ясно, что Россия, как и мы, считает договор по ПРО устаревшим и потерявшим смысл. Советский Союз подписал и поддерживал его, потому что руководители СССР боялись, что американская противоракетная оборона даст возможность Соединенным Штатам бомбить Москву, а затем отражать удары возмездия. Но теперь почти уже никто в России не верит, что у нас есть или когда-либо было намерение нанести “первый удар”. И практически все понимают, что реальная угроза для обеих стран исходит от таких режимов-изгоев, как Северная Корея, Иран и Ирак.

Будущее россиян — с нами, и они это знают. Помимо согласия сократить свой ядерный арсенал они вызвались стать младшим партнером НАТО. Даже с президентом Путиным, бывшим офицером КГБ во главе государства, они рассматривают нас в качестве стратегического партнера в реальной войне ХХI века — войне против терроризма. Договору по ПРО нет места в новом мире.

Действительно, уже давно стало ясно, что от этого договора пора избавляться. Через десять лет после его подписания в 1972 году президент Рейган понял, что узаконенный Договором по ПРО тупик безнадежен, а стереотипы мышления “холодной войны”, которые его вдохновили, блокируют дорогу к более надежному миру путем сокращения вооружений и создания противоракетной обороны. Рейган — первый американский президент, который осудил его недостатки и объявил о необходимости выйти из него.

Президент Рейган проявил решимость построить мощный ракетный щит. СССР не мог создать ничего подобного или противодействовать этому, поскольку, как ясно понимали в Кремле, средств для этого не было. И эта ситуация ускорила крах СССР так же, как и речи Вацлава Гавела или митинги Леха Валенсы.

Когда президент Горбачев признал невозможность сдерживания Рейгана, он приказал Венгрии открыть границу с Австрией. Это означало, что жертвы советского “стального кулака” стали свободными. Диктаторским режимам следовало либо начать уважать права человека, либо созерцать массовое бегство граждан на Запад. Последовала серия бурных событий и смена режимов.

Современные “борцы за мир” возмущались громче всех, когда президент Буш объявил о выходе США из Договора по ПРО. А ведь какой огромный вклад в дело мира внес президент Рейган за много лет до этого, всего лишь угрожая выходом. Какая ирония истории!

Теперь мы, наконец, можем развивать ту самую программу надежной противоракетной обороны, которая запрещалась Договором по ПРО. Нет больше необходимости ограничиваться одним наземным полигоном или ограничивать скорость наших противоракет во избежание нарушения договора, что мы делали долгие годы. Важнее всего то, что мы уже не будем оставаться уязвимыми в этом, все более опасном мире.

 

ФОНД “НАСЛЕДИЕ” ВСПОМИНАЕТ 
О ГЛАВНОЙ РЕЧИ ПРЕЗИДЕНТА РЕЙГАНА

8 июня исполнилось двадцать лет с того дня, как президент Рейган выступил в британском парламенте с исторической “Вестминстерской” речью. В ней он предсказал, что Советский Союз закончит свое существование “на свалке истории”. В связи с этим событием, означавшим решающий поворот в “холодной войне”, Фонд “Наследие” в Вашингтоне провел специальный семинар.

Выступление Рейгана в британском парламенте стало боевым кличем, “призвавшим к освобождению мира от коммунизма”, заявил спичрайтер Рейгана Т. Долан. Оно помогло объединить Запад и бросило вызов устоявшемуся мнению о постоянстве коммунистического правления в советской империи.

“Сейчас я говорю, — сказал тогда Рейган, — о долгосрочной программе и вере в то, что марш свободы и демократии сметет марксизм-ленинизм на свалку истории, как это уже случилось с другими тираниями, подавлявшими свободу народов и их право на самовыражение”.

Рейган предсказывал долгую борьбу против коммунизма. “Задача, которую я предложил, надолго переживет наше поколение”, — сказал он. Однако его пророчества сбылись в течение десятилетия: в 1989 г. пала Берлинская стена, а в 1991 г. распался Советский Союз.

“Рейган предсказал великую победу”, — отметил известный политический обозреватель Ч. Краутхаммер. В то время, когда почти все на Западе признавали советскую империю перманентным явлением, “психологический оптимизм Рейгана был революционной идеей”.

Советник по национальной безопасности в администрации Рейгана Р. Пайпс с иронией напомнил, что самый знаменитый образ в этой речи принадлежит на самом деле Льву Троцкому, который в свое время отослал меньшевиков “на свалку истории”.

Теперь крепкие задним умом журналисты утверждают, что крах Советского Союза был неизбежен, но, как сказал Пайпс, для западных лидеров в то время было “совершенно немыслимо” даже говорить о переменах в Москве.

Вестминстерская речь “шла вразрез с идеями западного советологического истеблишмента”, состоявшего из признанных экспертов по Советскому Союзу, сказал Пайпс. Он отдал должное “чисто интуитивному суждению” Рейгана, которое и подтолкнуло его к решению вступить в прямое противостояние коммунистической агрессии.

Вестминстерская речь по существу представляла собой ранний вариант “доктрины Рейгана”, согласно которой Соединенные Штаты и их союзники должны были поддерживать вооруженную оппозицию просоветским режимам в Афганистане, Никарагуа и других странах “третьего мира”, опиравшимся на помощь Москвы.

Рейган рассматривал эту речь как начальный этап своих внешнеполитических усилий по прекращению экспансии коммунизма, сказал Э. Миз, занимавший в администрации Рейгана пост министра юстиции. Он назвал Вестминстерскую речь “одним из наиболее значительных событий “холодной войны”.

“Советский империализм был нравственно неприемлем для Рейгана, который отказался от идеи разрядки и мирного сосуществования с коммунистическим режимом”, — сказал Миз. “Разрядка означала для него нашу обреченность сосуществовать с коммунизмом на вечные времена”. Как подчеркнула политолог Э. Сполдинг, “Рейган был уверен, что “холодную войну” можно выиграть”.

 

На первую страницу Верх

Copyright © 2002   ЭРФОЛЬГ-АСТ
  e-mailinfo@erfolg.ru