На первую страницуВниз

Бюллетень Фонда «Наследие»

О «ПРОБЛЕМАХ-2002»

Вышло в свет очередное справочное издание Фонда «Наследие» — «Проблемы-2002», предназначенное для кандидатов в органы представительной власти США всех уровней. Коллектив его авторов исходит из того, что кандидаты, идя на выборы 2002 года, должны уметь быстро формулировать ключевые проблемы, четко и аргументировано излагать свои предложения по их решению с привлечением фактического материала. «Проблемы-2002: настольная книга кандидата» под редакцией вице-президентов Фонда Стюарта Батлера и Кима Холмса предлагает свою помощь в этом непростом деле.

Структура издания

В книге два главных раздела — по внутренней и внешней политике. В первом — 12 глав. Они посвящены проблемам федерального бюджета, реформы налогообложения, экономического роста, государственного регулирования, энергетики, социального обеспечения, здравоохранения, городского развития, образования, преступности и семьи. Во втором разделе (тоже 12 глав) рассматриваются вопросы внутренней безопасности США, обороны, ПРО, международного терроризма, международной торговой политики, ООН, Европы и НАТО, России и Евразии, безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Африке. Структурно каждая глава построена следующим образом.

Проблемы. В этой части доступно формулируются главные проблемы, стоящие перед Конгрессом и исполнительной властью, а также рекомендации по ведению дискуссии.

Факты. Кандидатам предлагается изложение фактов в подтверждение позиции, предлагаемой в «Проблемах». Здесь содержатся дополнительные данные, необходимые кандидату для разъяснения проблемы, формулирования правильных решений и перевода дискуссии в нужное русло.

Что делать в 2003 году. Аналитики Фонда «Наследие» глубоко изучили проблемы и факты и предлагают кандидатам важнейшие краткосрочные приоритеты для действий в 2003 году.

Эксперты. Чтобы помочь кандидату найти дополнительную информацию, в «Проблемах-2002» предлагаются данные об экспертах Фонда «Наследие» и внешних организаций, специализирующихся в конкретных областях.

В дополнение к «Настольной книге кандидата» пакет «Проблем-2002» включает:

1) CD-ROM, содержащий версию книги для быстрого доступа как самого кандидата, так и его команды. CD-ROM включает также открытую для поиска библиотеку программных документов и изданий Фонда «Наследие» и банк полезных схем и таблиц.

2) Постоянно обновляемый сайт избирательной кампании (www.heritage.org/issues), в котором представлены онлайновые версии глав «Проблем-2002». Сайт постоянно пополняется свежими новостями, новыми исследованиями, темами для дискуссий и другими материалами, представляющими интерес для участников избирательной кампании. Он содержит:

  • «Комнату для брифинга» по каждой из проблем, освещаемых в «Проблемах-2002». Это постоянно обновляемая web-страница, посвященная новым темам для дискуссий, исследованиям, осуществленным Фондом «Наследие» и другими организациями, экспертам в каждой области.

  • Страницы информационных ресурсов. Это обширная библиотека, обеспечивающая доступ к материалам, организациям и исследованиям внешних организаций по каждой проблеме.
     

РЕАКЦИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ЕВРОПЫ 
НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ США О ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ ПРОТИВ ИРАКА

Автор обзора, временно работающий в Фонде «Наследие» британский исследователь Найл Гардинер делится своими размышлениями о роли Великобритании в планируемой Соединенными Штатами военной акции против Ирака.

Изучая целесообразность военной операции в Ираке против режима Саддама Хусейна, администрация Буша рассчитывает на военную, стратегическую и дипломатическую поддержку Великобритании. В начале апреля в Кроуфорде (Техас) состоялась встреча между президентом Дж. Бушем и премьер-министром Тони Блэром с целью обсуждения возможности совместной акции против Ирака. Это была самая серьезная после второй мировой войны проверка на прочность «особых» англо-американских отношений. Белый дом должен ясно осознавать следующие доминирующие факторы, которые воздействуют на обязательства Великобритании оказывать военную, стратегическую и дипломатическую поддержку в такой войне.

Чтобы поддержать планы США по ведению войны с Ираком, Блэр должен быть уверен, что в этой войне можно победить, что Саддама можно свергнуть и что в стране имеется жизнеспособная оппозиция, готовая взять власть. В вопросе участия Великобритании в войне США против Ирака в оппозиции к Блэру находятся многие члены его кабинета и лейбористской партии, военное руководство и большая часть британских средств массовой информации.

На Блэра оказывают сильнейшее воздействие Европейская комиссия и государства Европейского союза. Они призывают его воздержаться от участия в войне. Европейские лидеры выразили обеспокоенность относительно поддержки Великобританией позиции Соединенных Штатов. Это отражает неприятие Европейским союзом дружбы между Бушем и Блэром и той огромной мощи, которой обладает американо-британский альянс. В войне против терроризма Европейский союз (как и ООН) был отодвинут на второй план. В преддверии войны ЕС может попытаться сыграть роль миротворца, оказывая давление на Лондон и Вашингтон с тем, чтобы они достигли мирного урегулирования с Ираком с помощью ООН. ЕС стремится надавить на Блэра с целью заставить его оказать на Вашингтон сдерживающее влияние.

Поддержка Блэра. Тони Блэр серьезно рассматривает возможность не только всесторонней поддержки войны против Саддама, но и участия в ней самой Великобритании. По сообщениям, в министерстве обороны разрабатывают планы возможного развертывания до 25 тыс. военнослужащих для участия в предстоящей наземной наступательной операции против Багдада. Блэр понимает, что позиции Великобритании как ведущей мировой державы, резко усилившиеся после 11 сентября, в значительной степени основываются на ее роли в качестве партнера США в рамках «особых отношений».

Оппозиция в парламенте. Соединенные Штаты не должны питать иллюзий, будто возглавляемая Блэром лейбористская партия полностью разделяет его проамериканскую позицию. На протяжении большей части своей истории лейбористы были социалистической партией, враждебно настроенной ко многим аспектам внешней политики США, начиная от бомбардировок Ливии в 1986 году и кончая размещением ядерного оружия на британской территории.

Хотя после того, как Блэр возглавил лейбористскую партию, она пережила коренную метаморфозу, в ней сохранился костяк левых «заднескамеечников», которые принципиально настроены против идей администрации Буша. Подавляющее большинство лейбористских членов парламента не испытывают симпатии к целям внешней политики США, особенно при нынешней администрации. Национальная ПРО, помощь зарубежным странам, глобальное потепление, конфликт на Ближнем Востоке и Международный уголовный суд — по всем этим позициям лейбористы и нынешняя республиканская администрация расходятся. Некоторые члены кабинета Блэра разделяют обеспокоенность парламентариев, принадлежащих к левому крылу лейбористской партии, и резко критикуют отдельные аспекты нынешней политики США. Свыше 130 членов парламента (большинство из них — лейбористы), включая четырех бывших министров, подписали обращение Палаты общин, выражающее «глубокую озабоченность» по поводу поддержки Блэром позиции Америки по Ираку.

Реакция Европы. Президент Европейской комиссии Романо Проди также выразил обеспокоенность в связи с планами военной операции США против Ирака. Он дал понять, что Европейский союз, скорее всего, будет выступать против нее.

Из-за своей поддержки Америки Блэр оказывается во все большей изоляции в Европе. На саммите Европейского союза в Барселоне в марте 2002 года он не смог найти сторонников акции против Ирака и даже столкнулся с оппозицией. Канцлер ФРГ Шрёдер заявил, что Германия отказывается от прежней политики «безграничной солидарности» с Вашингтоном, которую она проводила после событий 11 сентября. Позиция Франции в отношении предполагаемой военной операции против Ирака еще более враждебна. Использование президентом Бушем термина «ось зла» вызвало резкое осуждение Парижа.

Заключение. Если Саддам Хусейн будет продолжать приобретать оружие массового поражения, велика вероятность того, что Великобритания присоединится к США в военной операции против Ирака. Однако ее поддержку нельзя считать делом решенным. Блэр должен быть уверен, что войну с Ираком можно выиграть, что Саддама Хусейна наверняка удастся отстранить от власти и что его место займет стабильное правительство. Блэр осознает, что неудача военной кампании приведет к его падению. Ему противостоит сильная оппозиция как в правительстве, так и в партии. Поддерживая Соединенные Штаты в расширении войны против терроризма, он ставит на карту свою репутацию. В то же время его отказ от этой поддержки будет рассматриваться как явное проявление слабости.

Возрастает давление на Блэра со стороны Европейской комиссии и государств Европейского союза, особенно Германии и Франции, призывающих его воздержаться от военной операции против Ирака. ЕС вполне может попытаться использовать свою оппозицию войне с Ираком как средство расширения своего влияния на мировой арене. Возражения против войны с Ираком могут также послужить удобной базой для объединения тех антиамериканских элементов в ЕС, которые не приемлют позиции США по широкому кругу вопросов — от Киотского протокола до ПРО. Поэтому для Вашингтона поддержка Блэром его военных планов приобретает все большее значение.
 

РАСШИРЕНИЕ НАТО В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
И ИНТЕРЕСЫ США

Проблема расширения НАТО продолжает привлекать внимание политических кругов не только в России, но и на Западе. В конце апреля в Фонде «Наследие» с лекцией на эту тему выступил премьер-министр Болгарии Симеон Сакс-Кобургский. Приводим ее основное содержание.

Энергичный процесс расширения НАТО, включающий Болгарию и других претендентов, отвечающих требованиям этой организации, будет способствовать победе в войне против терроризма. Евро-атлантические интересы Болгарии совпадают со стратегическими интересами США. Это приобретение новых надежных союзников в борьбе против терроризма и создание единой, свободной и безопасной Европы.

Болгария и в целом Юго-Восточная Европа приветствуют и разделяют замысел президента Буша о создании единой Европы «от Балтийского моря до Черного». Такая Европа включала бы в себя и новые демократические государства Центральной и Восточной Европы.

Болгария воспринимает это сближение интересов как улицу с двусторонним движением. Она готова внести существенный вклад в будущую безопасность Европы. Соединенные Штаты могут рассчитывать на Болгарию, также как и Болгария может рассчитывать на Соединенные Штаты.

Болгария сочла своим долгом действовать как фактический союзник Америки в войне против глобального терроризма. Она открыла свое воздушное пространство для самолетов союзников и согласилась разместить на своей территории объект дозаправки ВВС США. Этой акции предшествовало соглашение между Болгарией и НАТО относительно расширения поддержки действий альянса. Однако она начала сотрудничать с НАТО как фактический партнер задолго до этого. Болгария предоставила свои подразделения для сил в Косово и в Боснии, а недавно утроила там свое присутствие, восполняя вывод войск союзников и помогая НАТО высвободить силы для антитеррористической кампании.

Болгария идет в НАТО с желанием и реальными возможностями внести существенный военный вклад, с решимостью заполнить, а не углубить разрыв в военных потенциалах США и Европы. Расширение НАТО с включением отвечающих ее требованиям претендентов из Юго-Восточной Европы усилит роль НАТО в Черноморском регионе, Восточном Средиземноморье, а через эти регионы — и на Кавказе и в Центральной Азии. Находясь на передовой линии во время операций НАТО в Косово, Болгария и Румыния обеспечивают необходимую взаимосвязь со странами Центральной Европы в ведении антитеррористической кампании.

Членство Болгарии в Североатлантическом альянсе укрепит существующий демократический антитеррористический щит и усилит южный фланг НАТО. Болгария и Румыния станут мостом между Грецией, Турцией и государствами Центральной Европы. В этом суть начавшегося недавно четырехстороннего «2+2» диалога между Болгарией и Румынией, Грецией и Турцией, ориентированного на НАТО.

Дальнейшее расширение НАТО на юг, несомненно, сделает границы Европы более безопасными. В Юго-Восточной Европе война против терроризма не ограничивается акциями против террористов. Она означает войну против других угроз стабильности: противозаконной торговли людьми, наркотиками и оружием и борьбу с коррупцией и другими слабыми сторонами государственных институтов.

Болгария вносит свой вклад и в этой сфере. Она задержала большие партии незаконно распространяемых наркотиков, тем самым ограничив поток героина из Афганистана в Европу. Членство Болгарии в НАТО, несомненно, повысит эффективность противодействия всем видам противозаконного оборота через ее территорию.

Создание прочного бастиона безопасности в Юго-Восточной Европе с опорой на Болгарию и Румынию как новых членов НАТО с целью сдерживания трансграничного распространения преступности и других невоенных рисков — вопрос здравого смысла и стратегической мудрости.

НАТО сыграла решающую роль в разрешении кризисов и конфликтов, возникших в результате распада бывшей Югославии. Юго-Восточная Европа — это пример необходимости и убедительности НАТО в период после «холодной войны». Стабильность в этом регионе неразрывно связана со стабильностью всего континента. К счастью, теперь уже все страны региона имеют демократическую систему правления, значимость международного сообщества возросла, участие Европейского Союза растет. В целом, стабильность контролируется лучше, чем в прошлом. Однако некоторые районы все еще остаются потенциальными очагами напряженности и конфликта. Международное военное и гражданское присутствие на Западных Балканах, столь важное для сохранения мира, пока еще недостаточно для предотвращения конфликтов, укрепления стабильности и процветания в долгосрочном плане.

Болгария считает, что лучшим решением была бы интеграция стран Юго-Восточной Европы в европейские и евро-атлантические структуры. Включение Болгарии и Румынии в следующий раунд расширения НАТО способствовало бы общей стабилизации в Юго-Восточной Европе и помогло бы значительно разрядить существующий потенциал напряженности и нестабильности.

Другой ключевой аспект расширения НАТО состоит в том, что помимо реагирования на кризисы или угрозы Североатлантический альянс играет решающую политическую роль в укреплении свободы и демократии во всей Европе, а также в поощрении развития динамичной рыночной экономики и достижении экономического процветания. Приглашение Болгарии и Румынии вступить в НАТО на сессии в Праге в 2002 году создаст мощный стимул развитию в этих странах нового демократического общества и станет важным сигналом для других государств региона, осуществляющих переход к демократии и рыночной экономике.

Включение Болгарии в НАТО — это лучший способ помочь болгарам понять ценность необходимых и порой болезненных реформ, которые осуществляются в стране. Если американские политики примут решение поддержать интересы Южной Европы в вопросе расширения НАТО, то все только выиграют от интегрирования новых стран в этой альянс. Великий проект единой Европы, взлелеянный многими выдающимися мыслителями, станет ближе к реальности. Более сильная Европа — это более сильная НАТО и наоборот.
 

ПОТЕПЛЕНИЕ К… ИСТИНЕ

В 2002 году отмечается 10 лет со времени проведения крупной международной конференции ООН по охране окружающей среды. Намечены мероприятия по этому случаю, немало выступлений на эту тему проходит в СМИ. О некоторых аспектах экологического движения размышляет президент Фонда «Наследие» Э. Фолнер.

Вот уже много лет псевдосторонники защиты окружающей среды предупреждают нас, что планета катится к экологическому Армагеддону. Ледники тают, температура повышается, погода становится все более непредсказуемой, урожай гибнет. Такое перечисление действительно подавляет. Нам говорят, что это дело рук людей, которые занимаются непростительной деятельностью: создают предприятия, ездят на машинах и даже… дышат.

«Астероид — и тот кажется осмотрительнее и деликатнее, чем мы, люди, — пишет журнал «Нью сайнтист». — Мы наносим все больше вреда. Мы идем прямой дорогой к катаклизму». Институт «Уорлдуотч» считает, что «ключевые экологические показатели становятся все более негативными». А «Гринпис» предрекает, что «через 75 лет половина земных видов, скорее всего, исчезнет с лица Земли».

Все это звучит довольно устрашающе, если читать только заголовки. А под ними вы обнаружите, что все эти заявления — трюк для привлечения внимания, а вовсе не наука.

Возьмем леса. Их площадь сокращается, правда? Это утверждает Институт «Уорлдуотч», и этот «факт» послушно повторяется в школьных классах и редакциях СМИ. Но, как указывает датский профессор Бьёрн Ломборг в своей книге «Скептический эколог», «Уорлдуотч» делает такое громкое заявление, не опираясь на источники.

Данные же ООН свидетельствуют: «площадь, покрытая лесами, оставалась на удивление стабильной на протяжении второй половины ХХ века» и, вероятно, даже немного увеличилась.

А как насчет загрязнения воздуха? Нам говорят, что воздух становится все хуже. Это правильно для развивающихся стран. В индустриально развитых странах ситуация иная. К примеру, в Соединенных Штатах, за последние 30 лет общий автопробег более чем удвоился, однако объем выхлопов сократился на треть, а выброс в атмосферу таких загрязняющих веществ, как свинец — более чем на 80 процентов. Почему? Потому, утверждает Ломборг, что страны с развитой экономикой могут позволить себе современные воздухоочистительные технологии.

А глобальное потепление? Широко распространенная избитая истина гласит: изменение климата объясняется исключительно причинно-следственными отношениями. Выбросы парниковых газов (например, двуокиси углерода) вызывают рост средних температур. Работа промышленных предприятий приводит к выбросам этих газов в воздух. Следовательно, они вызывают потепление, что в свою очередь ведет к экологическим бедствиям.

Действительно ли все так просто? Многие ученые признают: на самом деле точно неизвестно, в какой степени человеческая деятельность воздействует на температуру в глобальном масштабе. Например, в исследовании, проведенном Институтом НАСА, высказывается предположение, что двуокись углерода может и не быть главным фактором в процессе образования парниковых газов. Даже в докладе Национальной академии наук США (стороннице теории глобального потепления) говорится: «существует значительная неуверенность относительно того, каким образом климатическая система меняется естественным путем и реагирует на выбросы парниковых газов». В докладе указывается, что различные потепления «могут рассматриваться как временные и подверженные адаптации в будущем».

Чему здесь удивляться? Как отмечает Кеннет Грин из Института «Ризон Паблик Полиси», замеры температур производятся на протяжении относительно короткого срока общей продолжительности существования Земли (только в последние 150 лет). По мере совершенствования технологий мы получаем больше знаний о других переменных, воздействующих на климат, — от изменений облачного покрова и «углеродных воронок» (леса, поглощающие двуокись углерода) до солнечной радиации и аэрозолей вулканического происхождения.

Нельзя считать, что все предупреждения о неизбежности экологической катастрофы безосновательны. Просто мы не должны послушно заглатывать все сценарии конца света. Фабричные трубы — не единственный источник горячего воздуха.
 

На первую страницу Верх

Copyright © 2002   ЭРФОЛЬГ-АСТ
  e-mailinfo@erfolg.ru