На первую страницуВниз

Бюллетень Фонда «Наследие»


ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ УДАР ПО АМЕРИКЕ: 
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПОЛИТИКИ США

Автор — Ким Холмс, вице-президент Фонда «Наследие», директор Института Международных исследований им. Дэвисов, считает, что террористы, которые, скорее всего, связаны с Усамой бен Ладеном, не только убили тысячи невинных людей в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании, но и нанесли удар по американской экономике и образу жизни. Их цель состояла в том, чтобы подорвать веру американцев в свои возможности и доверие к США во всем мире.

Террористы, несомненно, надеялись сломить нашу решимость. Однако они преуспеют только тогда, когда американцы позволят себе забыть обо всем, что произошло, и жить дальше, как будто бы ничто принципиально не изменилось.

Но что-то действительно кардинально изменилось. Вид дыма над Пентагоном, над островом Свободы в Нью-Йорке, превратившемся в морг, маленькие дети, спрятавшиеся в кустах около школы, - все это ясно показывает, что прежнего уже не вернуть. На этот раз на карту поставлены жизнь и свобода граждан. И Америка должна начинать действовать, исходя из этого.

Террористический акт 11 сентября был преступлением против человечности. Более того, это был акт войны, направленный против Соединенных Штатов. Наказание за эти хорошо спланированные атаки против территории США потребует мощных и решительных мер, за которые воздать по заслугам не сможет никакой международный суд. Соединенные Штаты должны ответить на эти акты войны, начав тщательно подготовленную и всеобъемлющую кампанию по избавлению мирового сообщества от международного терроризма. Для этого потребуется решительный президент, обладающий прочной поддержкой Конгресса США и международного сообщества.

Бдительность. Мы были слишком забывчивы. В 1980-х годах нас потрясло убийство террористами в Бейруте нескольких сот морских пехотинцев. Постепенно этот ужас изгладился из нашей памяти, и мы вернулись к нормальной жизни. Когда в начале девяностых годов террористы, связанные с Усамой бен Ладеном, нанесли удар по Всемирному торговому центру, мы были разгневаны, но вскоре забыли об этом. Когда террористы, подозреваемые в сотрудничестве с бен Ладеном, атаковали американских солдат в их казармах в Саудовской Аравии и даже военных моряков корабля «Коул» в йеменском порту, мы снова были потрясены, но тоже забыли об этом кошмаре. А когда связанные с бен Ладеном террористы осуществили нападения на посольства США в Кении и Танзании, убив сотни людей, мы снова позволили себе забыть об этом. Каждый раз, когда американцы становились жертвами террора или их убивали, страна слишком быстро обретала самоуспокоенность, теряла бдительность и предоставляла террористам возможность для нанесения нового удара.

На этот раз игнорировать эти сигналы равносильно безумию. Это не последний террористический акт против Америки и американцев. Мы не должны позволить себе погрязнуть в самодовольстве, которое сделало уязвимой нашу страну для самого смертоносного удара, который в один день унес больше жизней, чем за все годы революционной войны за освобождение и в Пирл-Харборе. Было бы также глупо тратить время на бессмысленно высокие требования к «доказательствам причастности», столь неуместные на поле брани.

Президент Буш и Конгресс США должны незамедлительно принять меры для мобилизации нации с целью отражения всех угроз миру, безопасности, и свободе, которые исходят от нынешних террористов.

Объявление войны. Во-первых, президент должен обратиться к Конгрессу с просьбой принять декларацию об объявлении войны против любой международной группы и/или государства, которое приняло участие в этом ужасающем нападении на Америку. Такая декларация должна продемонстрировать решимость Америки и положить конец любым сомнениям относительно методов, к которым Америка сочтет необходимым прибегнуть для решения проблемы.

Дипломатическая инициатива. Ответить на удар — это дело военных, разведки и сил безопасности США, а не Организации Объединенных Наций или международных судов. Соединенные Штаты должны требовать поддержки своему ответу терроризму как от своих союзников, так и от стран, которые считают себя цивилизованными. Сюда относятся Россия и Китай, а также арабские государства, безопасность которых зависит от США, но которые не отличаются активным сотрудничеством в уничтожении общих врагов. Необходимо всестороннее и тесное международное сотрудничество для искоренения террористических организаций, где бы они ни скрывались.

Это означает обнаружение скрытых врагов, которые ведут войну против Америки, и уничтожение их и тех, кто их поддерживает, а также инфраструктур, позволяющих им наносить удары. Это означает, что следует призвать к ответу любое государство, предоставлявшее убежище террористам или поддерживавшее их иными способами. Государства, которые оказывали им косвенную помощь, следует тоже наказывать и требовать изменения их политики.

Военная и внутриполитическая реакция. Средства, которые планируется применить для нанесения ответного удара на эти террористические акты, должны быть выбраны президентом и министром обороны в консультациях с Конгрессом. Командирам боевых подразделений следует предоставить определенную свободу действий при выборе методов, которые они будут использовать. Ответный удар со стороны вооруженных сил должен быть решающим и эффективным, а не производящим впечатление возмездия. Он должен показать, что американцы хотят решить проблему, а не просто дать выход своему возмущению. Он призван искоренить сеть поддержки террористов, а не быть обычным актом возмездия в отношении отдельных личностей.

Для эффективной работы Конгресс должен предоставить президенту все, о чем он просит в плане финансирования операций вооруженных сил и сил безопасности, разведки, наращивания вооруженных сил для того, чтобы отразить ощутимые угрозы, которые долго игнорировались. Это означает повышение возможностей разведки, которым в последние годы уделялось мало внимания, и значительное расширение технического оснащения для мониторинга деятельности террористов и анализа полученных фактов. Это означает более совершенное руководство американскими аэропортами по повышению уровня их безопасности. Разумеется, это потребует от американцев большего терпения и понимания.

Это также означает разработку всесторонней оборонной политики страны. Вооруженные силы должны уметь защитить народ от террористических актов типа тех, которые произошли 11 сентября, а также от актов терроризма в отношении электронной и компьютерной инфраструктур, финансовых систем, средств связи, транспорта, систем водоснабжения, трубопроводов и систем снабжения. Они должны быть готовы защитить от атаки баллистическими ракетами - любимым оружием террористических государств, когда они хотят нанести массированный и непоправимый урон. Уже почти 20 стран разрабатывают и развертывают баллистические ракеты, включая Северную Корею, Ирак и Иран.

Заключение

Ужасающие террористические акты, совершенные 11 сентября, — это еще одно предупреждение. Американцы не должны допускать самоуспокоенности и такого самообмана, которые сделали бы возможным повторение этого кошмара. Подвергаются риску свобода и цивилизация. Возврата к прошлому больше нет.

 

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЙ ДОГОВОР 
О ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ: 
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СДВИГ В ЕВРАЗИИ?

Известный российской аудитории политолог Ариэль Коэн, старший научный сотрудник по проблемам России и Евразии в Институте международных исследований им. Дэвисов Фонда «Наследие», посвятил свое исследование современному состоянию российско-китайских отношений (печатается в сокращении).

16 июля президенты России и Китая подписали в Москве Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Этот договор — первый такого типа после того, как Мао Цзэдун подписал договор с И. В. Сталиным в 1950 году. Сейчас, как и тогда антизападные настроения подтолкнули обе стороны к этому договору.

Вместе с тем мотивы подписания нового договора намного сложнее и включают в себя серьезные геополитические, военные и экономические соображения. Этот договор является логическим результатом улучшения российско-китайских отношений, начало которому положили Михаил Горбачев и Борис Ельцин. Цель договора — дать сигнал Западу, что в евразийском балансе сил происходит глубокий геополитический сдвиг, а это чревато серьезными последствиями для Соединенных Штатов и их союзников.

Российско-китайский договор 2001 года охватывает пять важных областей сотрудничества:

  • совместные действия в противовес предполагаемому «американскому гегемонизму»;

  • демаркация давно уже спорной границы между Россией и Китаем протяженностью 4300 км; 

  • торговля оружием и передача технологий; 

  • энергетика и снабжение сырьевыми ресурсами; 

  • противодействие подъему воинствующего ислама в Центральной Азии.

Этот договор последовал непосредственно за другим соглашением по вопросам безопасности, касающимся двух этих стран, подписанным 14 июня. Россия, Китай и четыре государства Центральной Азии объявили о создании Шанхайской организации сотрудничества — объединения, якобы направленного против исламского радикального фундаментализма и способствующего экономическому развитию. Оба эти договора предрекают существенную развивающуюся геополитическую трансформацию для России и Китая — этих двух региональных гигантов, которые намереваются диктовать правила участия США, Европейского союза, Ирана и Турции в стратегически важном Центральноазиатском регионе.

Многие аналитики отмечают, что США должны наблюдать за таким развитием событий, однако, оснований для паники пока нет. Между Россией и Китаем продолжают существовать противоречия в политических целях, включая российское «на уровне подсознания» недоверие к китайцам. Тем не менее, наблюдается рост опасений, что новый договор между Москвой и Пекином может усилить координацию их действий против Соединенных Штатов.

Администрация Буша должна предпринять меры по защите интересов США, повысить безопасность в регионе и противодействовать угрозе распространения оружия массового уничтожения. Например, ей следует расширить разведывательный мониторинг российско-китайского стратегического партнерства, включая оценку возможно имеющихся секретных дополнений к договору. Она должна усилить сотрудничество с Индией и Японией в военной сфере и сфере безопасности, одновременно действуя совместно с Россией и Китаем по отражению угроз исламского радикализма в Центральной Азии. Она должна предложить Москве стимулы для сокращения объемов военного сотрудничества с Китаем, особенно оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США

Хотя полномасштабная конфронтация между Соединенными Штатами и Россией и Китаем в настоящее время маловероятна, политика стратегического сотрудничества между Москвой и Пекином, направленная на ограничение политических инициатив США, вполне может повлиять на отношения Соединенных Штатов с каждой из этих региональных держав. Ситуация уже вышла за рамки, когда Россия разыгрывала китайскую карту для получения больших объемов западной помощи или когда Китай разыгрывал российскую карту с тем, чтобы Вашингтон воспринимал его более серьезно. Эти развивающиеся отношения требуют изучения изменяющейся геостратегической реальности и принятия мер для обеспечения безопасности США и их национальных интересов. Российская военная помощь Китаю, включая области передовых конвенциональных вооружений и оружия массового уничтожения, должна быть главным предметом обеспокоенности администрации Буша. Более того, необходимо мирно, но твердо отражать попытки обеих стран не допустить США к развивающимся энергетическим ресурсам Центральной Азии, а также попытки поддержки авторитарных режимов в интересах «борьбы с исламским фундаментализмом».

В частности, администрация Буша должна сделать следующее. 

  • Осуществлять более пристальный мониторинг отношений между Россией и Китаем, особенно в сфере национальной безопасности. Следует поручить разведывательному сообществу установить, существуют ли секретные дополнения к новому договору, предусматривающие, что подписавшие договор стороны обязуются осуществлять совместные боевые действия в случае военного нападения извне на одну из них. В частности, сбор разведданных должен быть сосредоточен на возможности такого развития событий, когда российский Тихоокеанский флот начнет осуществлять перехват Седьмого флота США в возникшей конфронтации в Восточно-китайском море. Следует также исследовать программы обмена военными технологиями и технологиями двойного назначения между Россией и Китаем, включая участие российских ученых и инженеров в программах модернизации Народно-освободительной армии Китая. 

  • Усилить сотрудничество в военной сфере и сфере безопасности с Индией и Японией. Пока что Индия сопротивляется российским предложениям о координации стратегии безопасности, несмотря на 50 лет постоянных связей с российским военно-промышленным комплексом. Администрация Буша должна усилить сотрудничество с Индией в области борьбы с терроризмом и оборотом наркотиков и добиваться расширения сотрудничества с Индией в сфере безопасности в Центральной Азии и обеспечения свободы мореплавания в Индийском океане. Изучая возможности продажи оружия в Индию и военно-промышленного сотрудничества с ней, администрация Буша не должна оказаться вовлеченной в оказание помощи Индии по урегулированию спора вокруг Кашмира с Пакистаном. Вашингтон и Токио должны активизировать усилия для проведения совместных военных учений и сбора разведданных о действиях России и Китая в военной сфере. США и Япония должны стимулировать свои деловые круги к инвестированию в российский Дальний Восток и северные провинции Китая и укрепить экономические связи с этими провинциями. 

  • Предложить помощь России и Китаю в противодействии террористическим актам радикальных исламских групп в Центральной Азии, включая Талибан и организацию Усамы бен Ладена. Подрывная деятельность радикальных исламистов в Центральной Азии и Синьцзян-Уйгурском автономном районе представляет угрозу безопасности региона. Помимо противостояния исламским террористам и боевикам, администрация Буша должна оказывать помощь в развитии демократического и свободного участия населения в институтах гражданского общества в этом регионе для становления местных демократических институтов с участием умеренных исламистов. Она должна поддерживать развитие совместных проектов в области энергетики, сферы услуг для населения и производственных проектов в Центральной Азии, например, между российскими, китайскими, турецкими и индийскими фирмами. Помимо этого администрация Буша должна обратиться с просьбой об участии в Шанхайской организации сотрудничества в качестве наблюдателя, чтобы понять, насколько искренне сотрудничество России и Китая в борьбе с исламским фундаментализмом. 

  • Предложить Москве стимулы для прекращения передачи оружия массового уничтожения и передовых военных технологий Китаю, Ираку и Ирану. Сотрудничество между американскими и российскими аэрокосмическими компаниями и агентствами может стать реальностью, если Россия согласится прекратить передачу оружия массового уничтожения и передовых секретных технологий обычных вооружений Китаю, Ираку и Ирану. Администрация США должна выяснить, каким образом помочь осуществить конверсию российским компаниям, имеющим в настоящее время деловые отношения с Китаем в этой засекреченной области. 

  • Сосредоточить усилия публичной дипломатии США на проблемах, касающихся тесных российско-китайских отношений. Русские всегда опасались Китая, особенно в отношении его намерений на российском Дальнем Востоке и в Сибири. Следует поощрять проведение дискуссии о российско-китайских отношениях с участием научного сообщества США, международного вещания и неправительственных организаций. Вашингтон должен установить контакт с россиянами и китайским деловым сообществом (посредством Китайско-американской торговой палаты) для того, чтобы объяснить, что антиамериканский военный союз между Москвой и Пекином может поставить под угрозу их экономическое сотрудничество с Соединенными Штатами, включая доступ на американские финансовые рынки.

Заключение

Подписание Российско-китайского договора о дружбе непосредственно после создания Шанхайской организации сотрудничества предвещает создание стратегического партнерства, способного оказать влияние на будущее Евразии на многие десятилетия вперед. Антиамериканская риторика, в прошлом преобладавшая на российско-китайских саммитах, и передача Россией военных технологий Китаю являются основаниями для озабоченности американского военного руководства.

Китай и Россия имеют самую протяженную общую границу в Восточном полушарии, огромные человеческие и природные ресурсы, и взаимодополняющие национальные экономики с колоссальным потенциалом для торговли и инвестиций. Они совершенно правомерно встревожены распространением терроризма и воинствующего исламизма. Они имеют право сами определять характер своих отношений, только если это не угрожает интересам безопасности других стран, например, Индии, Японии и Соединенных Штатов.

 

ОСТОРОЖНЫЙ ПОДХОД АДМИНИСТРАЦИИ БУША 
К СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ

Бальбина Хван, аналитик по проблемам Северо-восточной Азии в Центре азиатских исследований Фонда «Наследие», полагает, что президенту Дж. Бушу-младшему досталась в наследство неопределенная ситуация на Корейском полуострове. Эйфория после исторической июньской встречи 2000 года между президентом Южной Кореи Ким Де Чжуном и северокорейским лидером Ким Чен Иром уже пошла на убыль. Несмотря на символические усилия по примирению двух Корей, никакого существенного прогресса в деле разрешения наиболее сложных вопросов достигнуто не было. Казалось бы, Север продемонстрировал некоторую добрую волю, согласившись на воссоединение членов семей, разделенных уже свыше полувека, но в то же время он осуществил тщательную режиссуру этих эмоционально напряженных и широко освещавшихся моментов.

Север все еще медлит с предоставлением конкретных свидетельств, подтверждающих объявленную им готовность примириться с Югом и ослабить напряженность на полуострове. Северная Корея остается тоталитарным режимом, который представляет собой значительную военную и возможную ядерную угрозу как для Соединенных Штатов, так и для Южной Кореи и Японии.

В марте с.г. президент Буш принял решение приостановить переговоры с Северной Кореей до тех пор, пока его администрация не переосмыслит тщательно политику США в отношении Северной Кореи. Этот осторожный шаг подвергся критике как направленный на замедление процесса урегулирования на полуострове. Однако результаты анализа, завершенного 6 июня, показали, насколько была необходима тщательная оценка политики в отношении Северной Кореи. Этот анализ выявил те трудности, с которыми предстоит столкнуться Соединенным Штатам, например, в том, как добиться от Северной Кореи приверженности идее примирения на полуострове.

Нынешняя политика администрации США в отношении Северной Кореи — прагматичное взаимодействие в совокупности с убедительным сдерживанием — станет лучшим подходом с учетом нынешней ситуации на полуострове и вариантных ограничений, по которым вела переговоры предыдущая администрация США. Тем не менее, важные вопросы, включающие все еще существующую угрозу со стороны преобладающих конвенциональных сил, неопределенность в отношении ядерной программы Северной Кореи и отсутствие официального договора о мире по окончании Корейской войны, остаются без ответа.

ПОДХОД БУША К СЕВЕРНОЙ КОРЕЕ

Пересмотр администрацией Буша политики США в отношении Северной Кореи подтвердил важность поддержки развития осуществляемой Южной Кореей политики взаимодействия, базовых принципов Согласованного рамочного договора 1994 года.

Администрация Клинтона так и не выработала жесткого политического механизма на случай, если Север не выполнит своих обязательств. Вместо этого она непрерывно ублажала Север, что, по сути, было наградой за вызывающее поведение. Вследствие этого подход администрации Клинтона к Северной Корее часто сводился к кризисному управлению. Северные корейцы получили возможность встреч с руководством США на самых высоких уровнях, включая личные встречи с госсекретарем Мадлен Олбрайт и президентом Биллом Клинтоном.

Вследствие этого политика в отношении Северной Кореи, которую рекомендует переосмысленный подход Буша, призывает поддержать основополагающие принципы Согласованного рамочного договора 1994 года как необходимые, хотя и не достаточные для ослабления угроз со стороны КНДР, и требует совершенствования его реализации. Согласно новой политической линии предполагается кардинально изменить модель реакции на негативное или угрожающее поведение Севера. Например, администрация Клинтона часто прибегала к предоставлению продовольственной помощи в качестве инструмента принуждения лидеров КНДР к встрече с представителями американского правительства. Так было обеспечено участие Северной Кореи в так называемых Четырехсторонних переговорах по вопросу о мирном договоре, который подвел бы формальную черту под окончанием Корейской войны. При Буше Соединенные Штаты будут проявлять усилия для вовлечения северокорейских государственных деятелей в обсуждение широкого круга вопросов, но уровень контактов будет понижаться каждый раз, когда Пхеньян будет добиваться более значительных уступок от США. При этом Буш не станет использовать гуманитарную помощь для политического воздействия.

В новом подходе рекомендуется важное изменение направления политики США: именно вовлечение рассматривается как основной инструмент для снижения угрозы со стороны обычных вооружений КНДР. Эта угроза продолжает нарастать, а не снижаться, несмотря на вроде бы улучшающиеся отношения с Югом. Ким Чен Ир продолжает проводить политику приоритетного развития вооруженных сил, предоставляя огромные бюджетные средства армии за счет гражданского сектора, который все быстрее скатывается к катастрофе. Народная армия Северной Кореи насчитывает свыше 1,2 млн человек, являясь пятой по численности постоянной армией в мире. В пределах 150 км от демилитаризованной зоны располагаются 700 тыс. военнослужащих, 8 тыс. артиллерийских систем и 2 тыс. танков.

Президент Буш назвал сокращение этой конвенциональной угрозы важнейшей задачей в отношениях с Северной Кореей. Если Пхеньян положительно воспримет изменение политической линии США и продолжит диалог с Соединенными Штатами и Сеулом, убедительно снизив угрозу со стороны своих обычных вооружений и предоставив возможность проведения проверок выполнения им моратория на разработку ракет и ядерных боеголовок, Вашингтон расширит гуманитарную помощь Северу и ослабит санкции против него.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЮЖНОЙ КОРЕИ

В Южной Корее с нетерпением ждут завершения пересмотра политики США в отношении Севера. Критики утверждали, что промедление с анализом чуть не прервало процесс примирения между двумя Кореями.

Такая оценка неверна. На саммите в Вашингтоне между президентами Бушем и Ким Де Чжуном в марте этого года южные корейцы высказали свое неудовольствие в связи с решением администрации США прервать переговоры с Севером на время переоценки старой политической линии. Но подход Буша, ошибочно воспринятый как «жесткая политика», оказался как прагматичным, так и осторожным.

Вполне разумно, что новый президент взвешивает и оценивает политику своего предшественника перед тем, как приступить к осуществлению своей собственной политики. Действительно, со стороны президента Буша было бы опрометчиво бросаться вперед без скрупулезного и систематического анализа целей и задач США в Корее и регионе в целом. Некоторым легко обвинять Соединенные Штаты в приостановлении процесса межкорейских отношений. Однако именно Север препятствовал дальнейшим переговорам с Югом.

Ответ критикам. Критики осуществленного Бушем пересмотра политики США в отношении Северной Кореи утверждают, что новая политика напоминает клинтоновкую политику умиротворения. Они ошибаются. Вовлечение — это не умиротворение. Взаимодействие с недружественными странами в совокупности с жесткой политикой сдерживания было стратегией администраций США во время «холодной войны». Сдерживание без вовлечения сейчас не сработает потому, что ограниченное вовлечение — единственный путь контролировать и оценивать истинные намерения Северной Кореи. Однако взаимодействие будет успешным только в том случае, если Соединенные Штаты и их союзники будут по-прежнему практиковать убедительное сдерживание против неподатливости Севера и его попыток использовать процесс в своих интересах.

НОВЫЙ ДОЗИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Проведенный администрацией Буша анализ был важным шагом в разработке всеобъемлющей политики в отношении Северной Кореи. Однако некоторые проблемы остались неразрешенными. Для того чтобы продолжать играть эффективную роль в этом важном регионе, Соединенным Штатам следует реализовать следующие действия в таком порядке. 

  1. Принять меры по укреплению трехсторонних отношений с союзниками — Южной Кореей и Японией — и обеспечить их безопасность. Соединенные Штаты должны активизировать встречи постоянной Группы по трехсторонней координации и надзору посредством консультаций на президентском, министерском и бюрократическом уровнях с тем, чтобы Северная Корея не воспользовалась какими-либо разногласиями в союзе. 

  2. Добиваться подписания официального договора об окончании корейской войны. Мирный договор между двумя Кореями под эгидой ООН, который отвечал бы интересам США и Китая, — это ключ к будущим переговорам. Это повлечет за собой возрождение четырехсторонних переговоров, с которых в 1997 году начался процесс сближения, закончившийся, однако, безрезультатно в 1999 году. ООН должна быть стороной, подписывающей официальный договор, поскольку противостоящими сторонами в корейской войне были ООН и Северная Корея. Договор исключительно с Соединенными Штатами оставил бы за бортом силы ОНН, принимавшие участие в войне, что также способствовало бы усилению политических амбиций Северной Кореи как дипломатического участника переговорного процесса. Подписание официального договора должно рассматриваться как существенная мера укрепления доверия между основными заинтересованными сторонами. Кроме того, это послужит предпосылкой и для будущих договоров. 

  3. Добиваться снижения риска войны на полуострове путем сокращения угрозы со стороны конвенциональных сил Северной Кореи. Американское военное присутствие является сдерживающим фактором для северокорейской агрессии и не должно рассматриваться как угроза мирному северокорейскому режиму. Поэтому Северная Корея может передислоцировать свои войска от границы. Такое снижение уровня боеготовности смогло бы повысить доверие к намерениям Пхеньяна достичь мирного урегулирования конфликта. 

  4. Продолжать усилия по предотвращению испытаний, производства, развертывания и экспорта Северной Кореей оружия массового уничтожения и средств его доставки. Эти усилия необходимо осуществлять строго в рамках Согласованного рамочного договора и четко координировать с Южной Кореей, Японией и Европейским Союзом. Конгресс США должен сыграть свою роль в этом процессе, поддержав обязательства США в договоре. Соединенные Штаты и их союзники должны гарантировать, что Северная Корея также выполнит свои обязательства. 

  5. В тесном сотрудничестве с Южной Кореей и Японией установить для Северной Кореи четкий набор критериев, позволяющих контролировать выполнение этой страной своих обязательств. Для начала приверженность Северной Кореи процессу примирения должно контролироваться по следующим направлениям: 

    • восстановление железной дороги из Синыйджу; 

    • работа в зоне развития Кэсона; 

    • официальный отказ от террористической деятельности; 

    • прекращение продажи ракет в такие страны, как Ирак и Ливия. 

  6. Оставить Северную Корею в списке государств, поддерживающих терроризм, до предоставления ею стопроцентных гарантий выполнения своих обязательств. Любые соображения об изменении статуса Северной Кореи как террористического государства должны быть тесно увязаны с учетом интересов Южной Кореи и Японии. В настоящее время Северная Корея и Япония имеют разногласия в связи с проявляемым Северной Кореей упорством в вопросе о похищенных гражданах Японии и о предоставлении убежища террористам из японской Красной армии. Не должно создаваться впечатление, что для Соединенных Штатов интересы Японии ближе, чем интересы Южной Кореи, и им необходимо работать в тесном контакте с обоими союзниками для выработки взаимоприемлемой позиции. Соединенным Штатам не следует рассматривать вопрос о дипломатическом признании Северной Кореи до тех пор, пока проблема терроризма не разрешится к удовлетворению всех сторон. 

  7. Запретить дополнительную экономическую помощь Северной Корее, которая выходила бы за рамки требований Согласованного рамочного договора до тех пор, пока военные не перестанут преобладать в экономике страны. Соединенные Штаты также не должны поддерживать членство Северной Кореи в Международном валютном фонде и Всемирном банке до тех пор, пока ее режим не представит доказательств, что помощь на развитие экономики не будет направлена на поддержку армии, а транспарентность не удовлетворит правила и требования указанных международных финансовых институтов. 

  8. Проводить консультации с Пхеньяном на всех уровнях. Несмотря на разногласия относительно целесообразности взаимодействия с северокорейским режимом оно должно осуществляться на всех уровнях власти - от высшего эшелона до чиновников более низкого уровня. Администрации Буша следует рассмотреть необходимость установления режима укрепления доверия по типу Договора об обычных вооружениях в Европе, который осуществлялся в рамках Хельсинкских договоренностей, которые стали поворотным пунктом в отношениях между Соединенными Штатами и СССР, так как с них начался процесс диалога между ними. 

Заключение

Свыше 50 лет Соединенные Штаты играли важную роль миротворца на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии. В будущем США продолжат играть ключевую миротворческую роль, сохраняя обязательства в отношении своих союзников в регионе и продвигая принципы свободной экономики, демократических ценностей и взаимной безопасности.

Последние инициативы КНДР, предлагаемые Республике Корея, — это, несомненно, позитивное развитие событий. Однако невыполненные обещания могут быстро смениться на сомнение и недоверие. Тщательное переосмысление старого подхода в отношении Северной Кореи позволило администрации Буша положить в основу своей политики прагматическое взаимодействие вместе с убедительным сдерживанием.

 

На первую страницу Верх

Copyright © 2001   ЭРФОЛЬГ-АСТ
 e-mailinfo@erfolg.ru