На первую страницуВнизend1.jpg (435 bytes)

 

25 июня – 1 июля

Летний сезон явно сказывается на интенсивности политической жизни. Однако Государственная Дума продолжает принимать законы, причем, как правило, в интересах президентской администрации. Так, 28 июня было одобрено в первом чтении сразу четыре закона по судебно-правовой реформе. Ужесточены требования к назначаемым судьям. Они должны проходить медицинское освидетельствование и иметь безупречную репутацию. Устанавливается для них и предельный возраст пребывания в должности — 65 лет. Они также утрачивают иммунитет от ответственности за административные правонарушения. Что же касается уголовной ответственности, то здесь по существу, сохраняется прежняя процедура, фактически исключающая привлечение коррумпированных судей к преследованию в следственном порядке.

Больше независимости предоставлено адвокатам, которые теперь не будут зависимы от своих корпоративных объединений. Однако есть подозрения, что из-за этого государственные структуры смогут легче ими манипулировать.

Представленные президентом законопроекты получили почти абсолютное большинство — свыше 380 голосов. Но до окончания весенней сессии Дума все равно не успеет принять их в окончательном варианте.

Еще один важный законопроект, который рассматривали в Думе, касается статуса Счетной палаты. До сих пор она была подотчетна только Госдуме и Совету Федерации. Теперь, согласно поправкам, рекомендованным бюджетным комитетом нижней палаты, она фактически превращается в президентский орган контроля за расходованием государственных средств. Однако многие депутаты возражают против нововведений в деятельности Счетной палаты, считая, что они идут вразрез с конституционными принципами разделения исполнительной и законодательной власти.

Тем временем российская бюрократия продолжает разрастаться. Вопреки многочисленным заявлениям на самом высоком уровне о сохранении госаппарата в нынешнем году его численность увеличилась на 50 тыс. человек и составила 333 тыс. Данные об этом обнародовал в Думе вице-премьер Алексей Кудрин. С ожидающимся созданием новых госорганов, в частности финансовой разведки, аппарат будет только расширяться. Робкие попытки ослабить госрегулирование пока не ведут к сокращению числа чиновников, которые в свою очередь заинтересованы в усилении бюрократического вмешательства в экономическую и социальную сферу.

По-прежнему не находит разрешения спор о формах и методах реформирования российской электроэнергетики. Вроде бы прошли уже все сроки принятия правительственных решений, определенные президентом, а воз и ныне там. Президентский советник Андрей Илларионов на прошлой неделе вновь обвинил правительственную команду разработчиков проекта реформы во главе с Германом Грефом в игнорировании предложений, сформулированных на совещании у президента, и идей рабочей группы Госсовета, куда входят влиятельные губернаторы. Самым опасным, по мнению Илларионова, является то, что существующий проект по-прежнему предполагает вывод из-под государственного контроля сетевой компании и системного оператора. Они останутся 100-процентными дочерними компаниями РАО “ЕЭС России”, которое станет абсолютным монополистом в этой сфере. Против этого выступают многие крупные потребители электроэнергии, в частности металлурги.

Трудно идет процесс интеграции России в международные экономические структуры. Вроде бы в Любляне Путин и Буш договорились ускорить вступление РФ во Всемирную торговую организацию. Однако нам предстоит большой объем работы по гармонизации законодательства в соответствие со стандартами ВТО. Об этом шел разговор на заседании рабочей группы по присоединению России к ВТО в Женеве. Западные представители предложили, чтобы Россия предварительно направляла свои внешнеэкономические законопроекты на экспертизу ВТО. Однако эти требования встретили негативную реакцию со стороны российских делегатов: “Не хотим, дескать, поступаться национальной гордостью”.

Не секрет, что в российской экономической элите отношение к ВТО не однозначно. Экспортеры энергоносителей чувствуют себя неплохо и вне рамок ВТО, а отрасли, испытывающие трудности на внешних рынках, опасаются, что членство в этой организации вообще устранит их с мировой арены.

 

18–24 июня

В России и мире продолжалось обсуждение итогов саммита Путин-Буш в Любляне. И с американской, и с российской стороны прозвучала критика в адрес своих президентов. Влиятельный сенатор Джесси Хелмс осудил Буша за излишние комплименты в адрес Путина. В России маршал Сергеев, советник президента по проблемам стратегической стабильности, фактически дезавуировал заявление Путина о возможности модификации Договора о ПРО. В этих условиях Путин был вынужден пойти на попятную. 23 июня по завершении переговоров с австрийским коллегой Томасом Клестилем он сделал беспрецедентно жесткое заявление по проблеме ПРО. Он сказал, что если Вашингтон выйдет из Договора о ПРО 1972 года, то Москва приступит к “мирвированию” своих стратегических ракет, т. е. снарядит их разделяющимися головными частями. А это запрещено договором СНВ-2. Таким образом, будет разрушена вся система ограничения двусторонней гонки вооружений, сложившаяся в последние десятилетия.

Реальны ли угрозы Путина? Многие эксперты полагают, что у России нет финансовых ресурсов для “мирвирования” принимаемых на вооружение ракет “Тополь-М”. При маршале Сергееве в качестве министра обороны, программа по принятию их на вооружение в моноблочном варианте имела первостепенное значение. Новое руководство делает больший акцент на развитии сил общего назначения.

К тому же, увеличение числа боеголовок на “Тополе” реально не изменит баланса сил, а будет иметь скорее политико-пропагандистское значение — сползание к временам “холодной войны”. Хотя конкретная конфигурация американской ПРО еще не ясна, США, судя по всему, не ставят перед собой нереалистической цели защититься от массированного ракетного удара со стороны России. Речь идет скорее о “зонтике”, который обеспечит защиту от единичных ударов со стороны государств-изгоев, способных произвести ограниченное количество ядерных боеголовок и их носителей.

Стоит напомнить, что именно вовлеченность бывшего Советского Союза в гонку стратегических вооружений с США подорвала его экономику и в конечном итоге привела к его распаду. Если Россия пойдет по тому же пути, результаты могут быть аналогичными.

Тем более что особыми успехами российская экономика и так похвастаться не может. По оценке советника президента Андрея Илларионова, искусственно завышенный валютный курс рубля сдерживает экономический рост. По данным Госкомстата, в последние полгода российская экономика оказалась в состоянии стагнации.

Реформы в экономической сфере идут медленно и противоречиво. Продолжается противостояние вокруг реформы электроэнергетики. Глава РАО “ЕЭС России” Чубайс обращался за помощью к олигархам, ныне объединившимся под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей, а его главный оппонент Илларионов ищет союзников в Госдуме, в том числе и среди левых.

Нелегкая судьба ожидает и Земельный кодекс, который был принят в первом чтении вопреки воле коммунистов и их союзников — аграриев. Теперь они инициировали обсуждение вопроса о всенародном референдуме, который в принципе способен похоронить саму идею свободной купли-продажи земли, заложенную в кодексе.

Кроме того, левые лоббируют торпедирование кодекса через региональные законодательные собрания. А это серьезный инструмент. Согласно конституции, если 30 российских регионов выскажутся против принятого Думой законодательного документа, то он автоматически отклоняется. Сейчас уже 23 законодательных собрания высказались против Земельного кодекса. Учитывая прочность позиций коммунистов в ряде регионов, можно полагать, что барьер в 30 регионов будет достигнут. Тогда придется создавать новую согласительную комиссию, где наиболее реформаторские положения Земельного кодекса могут быть размыты.

Противоречиво протекает реформа политической системы. В этом плане символичен закон о политических партиях, окончательно принятый Госдумой 21 июня. Он вводит такие нормы, которые по существу ведут к резкому сокращению количества партий и предоставляют преимущества крупным политическим объединениям. Против этого закона последовательно выступали правые. Однако и коммунисты, которые, казалось бы, выигрывали от него больше всего, голосовали в основном “против”. Дело в том, что после известного скандала с Земельным кодексом они взяли курс на саботирование любых президентских инициатив. Однако и на этот раз их голоса не сыграли решающей роли. Проправительственное большинство вновь проявило свою силу. Президентская власть теперь обретает дополнительные рычаги влияния на политическую жизнь в стране через механизмы регистрации и финансирования партий.

 

4–17 июня

Главным внутриполитическим событием последней недели стало принятие Государственной Думой в первом чтении предложенного правительством Земельного кодекса. Этот законодательный акт давно был предметом острой политической борьбы. Коммунисты и их союзники аграрии много лет противодействовали принятию этого документа, закрепляющего конституционное право частной собственности на землю и создающего основу для ее свободной купли-продажи. Не изменили левые своим “принципам” и на этот раз. То, что происходило в Думе при обсуждении кодекса, иначе как обструкцией не назовешь. Вот лишь некоторые факты.

Министра экономического развития и торговли Германа Грефа, представлявшего кодекс, не пустили к трибуне, заблокировав проход. Ему пришлось делать доклад из правительственной ложи под улюлюканье левых депутатов: “Позор, позор!”. Досталось и второму докладчику — депутату Виктору Плескачевскому. Актриса-коммунистка Елена Драпеко просто орала ему в ухо, отчего он даже временно оглох. А спикер Думы Геннадий Селезнев от увиденного и услышанного вообще пережил гипертонический криз, и его увезли в больницу.

Осознав бесперспективность своей обструкции перед лицом проправительственного большинства, левые покинули зал и не участвовали в голосовании. Это не помешало кодексу набрать необходимое большинство: за него проголосовал 251 депутат (при необходимых 226).

Что же даст новый Земельный кодекс, когда будет принят? Во-первых, те, кто уже имеет земельные участки в бессрочном пользовании, автоматически и бесплатно приобретут право собственности на нее, включая право на продажу и на залог в банке. Во-вторых, городские власти смогут продавать принадлежащие им земли в частную собственность. В-третьих, решение конкретных вопросов о купле-продаже сельхозугодий передается местным администрациям. Однако здесь будут ограничения: тот, кто получает сельхозугодия, обязан использовать их под сельское хозяйство, а не на другие нужды. Наконец, в-четвертых, иностранцам предоставляются такие же права на покупку земли, как и гражданам России.

Вместе с тем, как мы уже неоднократно писали, Земельный кодекс не содержит четких и универсальных для всей страны положений о продаже сельхозугодий. На эту тему пишется отдельный закон, который опять-таки вызовет сопротивление левых. Правительству предстоит большая работа по его “продавливанию”. А если оно будет вновь пытаться форсировать таковое в политических целях, как это было с Земельным кодексом, не избежать новой конфронтации и скандальной обструкции со стороны коммунистов и их партнеров. Авторитет Думы как высшего законодательного органа неумолимо тает.

Острые политические баталии идут вокруг реформирования энергосистемы России. Казалось бы, линия Чубайса-Грефа, предполагающая значительную монополизацию в сфере транспортировки электроэнергии, уже получила одобрение правительства. Однако основной оппонент Чубайса — советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов поломал эту конструкцию. Ему удалось убедить Путина вновь вернуться к этому вопросу. На стороне Илларионова ряд влиятельных губернаторов, глава Федеральной энергетической комиссии. Пока окончательное решение отложено. Неясно, каким может быть компромисс, какую позицию в конечном итоге займет президент. Обе стороны претендуют на его поддержку.

Уже почти год ведутся разговоры о реорганизации правительства. Вроде бы президент раздал все соответствующие поручения, все сроки их исполнения уже истекли. Однако продвижения в этом вопросе нет. Правда, на прошлой неделе были назначены два новых министра, но это скорее второстепенные посты: энергетика — Игорь Юсуфов, и природные ресурсы — Виталий Артюхов. Оба они бюрократы еще советской школы. Ни один из них не играет какой-либо политической роли и не будет обладать весомыми рычагами власти. Однако нельзя исключать, что сложившееся сейчас противостояние между сторонниками и противниками плана Чубайса-Грефа по реформированию электроэнергетики приведет к новым отставкам и назначениям в правительстве и президентской администрации.

Во внешнеполитической сфере основное внимание было приковано к саммиту Буш-Путин в Любляне. Нельзя сказать, чтобы он принес какие-либо политические сенсации. Встреча носила скорее ознакомительный характер, и ее главный итог, пожалуй, в том, что лидерам обеих стран удалось установить неплохой личный контакт. Судя по всему, обе стороны поняли, что зашли достаточно далеко во взаимной полемике по широкому кругу вопросов и демонстративно уходили от акцентирования существующих разногласий. А они касаются таких серьезных проблем, как развертывание в США системы ПРО и прекращение действия Договора о ПРО 1972 года, расширение НАТО, распространение технологий, связанных с оружием массового уничтожения. Существенного сближения позиций не произошло, но начавшийся прямой диалог лидеров США и России важен сам по себе. Его институционализация путем создания рабочих групп экспертов может способствовать нахождению новых нестандартных решений.

 

На первую страницу Верх

end1.jpg (435 bytes)

Copyright © 2001   ЭРФОЛЬГ-АСТ
  e-mail info@erfolg.ru