
|
Елена МОРОЗОВА
ТРУБАДУРЫ
И
КАТАРЫ |
В Стране Языка Ок
Под голубым, словно море незабудок, небом раскинулся край,
именуемый Окситанией. Среди жителей этого прекрасного края, окруженного
водами и реки, и моря, и океана, а также высокими горами, было много
поэтов, которые на своем звучном наречии, именовавшемся языком «ок»,
слагали канцоны и посвящали их прекрасным дамам. Канцоны окситанских
поэтов были столь хороши, что постепенно поэты во всех соседних странах
стали им подражать. Искусством поэзии владели и женщины, отважно
выступавшие на поэтических ристалищах наравне с мужчинами. Поэты,
вооруженные лишь виолой или флейтой, странствовали от замка к замку, где
их привечали благородные сеньоры и щедро жаловали за их искусство… А от
деревни к деревне парами шли одетые в черное люди, проповедовавшие
равенство, нестяжательство и милосердие. Среди них также было немало
женщин, готовых в любую минуту прийти на помощь страждущему и дать людям
слово справедливости. Их называли «добрыми людьми», или «совершенными»,
ибо они несли помощь, утешение и надежду на возрождение «правильного»,
евангельского христианства, не требовавшего ни роскоши, ни налогов. И,
в отличие от церковных служб, которые велись на латыни, прочно забытой
не только простолюдинами, но и многими сеньорами, «добрые люди»
проповедовали на известном всем языке «ок»; на нем же они читали
Писание, что в те далекие времена считалось ересью.
Читатель, наверно, догадался, что речь идет о Франции, точнее о
Южной Франции, которая в эпоху Средневековья являлась особым
социально-культурным регионом, обладавшим собственным — окситанским —
языком, близкородственным французскому. Граница между Северной Францией
и Южной проходила по реке Луаре. Суровые северяне жили по законам
обычного права, принесенного франками, а избалованные знойным солнцем
южане — по сохранившимся со времен завоеваний Цезаря законам права
римского. Французы-северяне говорили на грубом для южного уха
старофранцузском языке (который современным французам приходится изучать
специально, как нам — древнерусский), а южане-окситанцы — на певучем
староокситанском языке. Собственно, от названия языка «ок» (langue d'oc)
и было образовано название «Окситания» — край, где говорят на «языке ок».
Термины «Окситания» и «окситанский» довольно поздние — впервые они
появились в латинских документах 14 в., а в современный обиход вошли
в 1970-е гг. Прежнее название Юга Франции (применительно к Средним
векам) — Прованс, а языка, соответственно, — старопровансальский.
Разумеется, сейчас во Франции везде говорят по-французски. Принцип
«Единая Республика — единый язык», выдвинутый Французской революцией
18 в. полностью воплотился в жизнь. Современный окситанский язык также
существует, но о нынешнем его положении в двух словах не скажешь.
Куртуазное искусство, или Любовь по-окситански
Итак, в Провансе, сиречь в Окситании зародилась удивительная, не
имевшая себе равных поэзия трубадуров, влияние которой испытали все
соседние литературы — и Северной Франции, и Италии, и королевств
Пиренейского полуострова. За сравнительно небольшой для истории срок
(с конца 11 в. до конца 13 в., т.е. около двух сотен лет) трубадуры,
имена и стихи которых История сохранила, успели создать рифмованную
лирическую поэзию на новом (т.е. не латинском) языке. Именно они
наметили основные направления и формы европейской поэзии, а главное,
дали модель любовного переживания, ставшую неотъемлемой частью
европейской культуры чувств. И все влюбленные Европы, а значит, все
мужчины и женщины, ибо любовь никого не обходит стороной, могут сказать
о себе: «Все мы вышли из куртуазной любви трубадуров».
Трубадуры научили мужчин славить Прекрасную Даму, создали
неповторимый куртуазный мир, где царила женщина — Дама, Донна,
прекрасная и недосягаемая. Эталоном любовного чувства стала идеальная
любовь к далекой Даме, служение ей облагораживало рыцаря и возвышало над
повседневностью, которая, как известно, затягивает в омут скуки —
сегодня так же, как вчера, и как позавчера. Потому и пользовались трубадуры и
сопровождавшие их жонглеры столь большим почетом в феодальных замках,
что они не только развлекали зачастую неграмотных сеньоров, но и
пробуждали в них «чувства добрые» и благородные стремления. Трубадуры
создали куртуазный кодекс поведения, поставив во главу угла искусство
любви, и утвердили свою новую модель поведения при дворах сеньоров Южной
Франции. Недаром само слово «трубадур» (на староокситанском — trobador)
означает «находящий новое».
И среди этих первопроходцев изысканных чувств женщины выступали
наравне с мужчинами. Женщин, сочинявших стихи, именовали трубадурками (trobairitz
по-староокситански; — в русском языке это слово иногда находят не слишком
благозвучным...). Их было, разумеется, значительно меньше, чем мужчин,
однако все они обладали высочайшей культурой и столь же виртуозно
сочиняли стихи, посвященные любовным переживаниям. Наиболее известны
восемь прекрасных знатных дам, оставивших после себя куртуазные стихи:
Альмуэйс де Кастельноу, Изольда де Шапьо, Алазаис де Поркайрагуэс,
Кастеллоза, графиня де Диа, Ломбарда, Мария Вентадорнская и Тибор. Во
всем, что касается изысканности формы и рифмы, трубадурки достигли тех
же высот, что и их собратья-мужчины. Но как отмечают знатоки, женщины
в своих стихах сразу, без традиционного зачина погружались в лирические
излияния, радостные или печальные. Они прекрасно владели куртуазным
лексиконом и техникой стиха, превращая интересующие их как женщин темы
в сладкозвучные канцоны. И в этом состояло основное отличие их
стихотворчества.
Трубадуры-мужчины создали систему куртуазных ценностей и формальных
поэтических структур; зачастую трубадур являлся одновременно и автором
слов и музыки, и исполнителем. Лирическая поэзия трубадуров звучала под
мелодии, которые чаще всего исполнялись на виолах и тамбуринах. Правда,
исполнение, равно как и музыкальное сопровождение, нередко брали на себя
жонглеры, ибо не все староокситанские поэты были в равной мере наделены
и даром «переплетать слова», и приятным голосом. Тем не менее, все они,
как те, кто являлись исключительно стихотворцами, так и те, кто
одновременно брал на себя и роль певца-жонглера, сознавали свою
причастность к единому «поэтическому цеху», и видели друг в друге
собратьев по поэтическому ремеслу. Предполагают даже наличие неких
трубадурских школ, однако прямых доказательств существования таковых
пока еще не найдено. В «поэтическом цехе» трубадуров-мужчин были выходцы из
всех социальных слоев тогдашнего общества — от герцога до простолюдина,
и внутри этого сообщества превыше всего чтили тех, кто более всех
преуспел в трубадурском искусстве.
Трубадурки никогда не намекали на свою причастность к «цеху
поэтов». Они были куртуазными дамами, сочиняли стихи, и каждая из них повелевала своим
возлюбленным, хотя в стихах зачастую и молила его о любви. В отличие от
своих собратьев по перу, дамы не писали ни политических, ни
назидательных стихов, и внесли свой весомый вклад прежде всего
в любовную поэзию. Исполняли ли дамы сами свои произведения? И кто
сочинял к ним музыку? Среди сохранившихся рукописей стихотворений,
принадлежавших прекрасным окситанским дамам, только одно сопровождается
нотной записью мелодии, не позволяющей определить, кто же явился ее
автором. Однако, если судить по миниатюрам в рукописях, дамы активно
принимали участие в поэтических действах: пели, танцевали, играли на
музыкальных инструментах, выступали партнерами мужчин в поэтических
диалогах. И дамы эти, судя по их платьям, принадлежали к знатному
обществу. А так как и писали дамы не слишком много, следовательно,
потребности зарабатывать на хлеб насущный своим искусством, как это
приходилось делать многим из их собратьев-мужчин, у них не было, что
также подтверждает их принадлежность к благородному сословию. Впрочем,
иначе и быть не могло, ибо женщине простого происхождения обучиться
грамоте в те времена было негде: средневековый взгляд на женщину
формировали прежде всего церковники. И взгляд этот был сугубо
отрицательный: женщина — орудие греха и погибель мужчины, женщина —
существо нечистое и чувственное, и ей пристало занимать положение
значительно более низкое, чем мужчина, ибо она создана жить в подчинении
у мужчины и от него зависеть. Тем не менее, староокситанские поэтессы
сумели занять полноправное место в лирической поэзии трубадуров и таким
образом взять своеобразный реванш по отношению к окружавшему их
«мужскому» обществу. Современники трубадуров, выступившие биографами
окситанских поэтов, отзываются о трубадурках достаточно однообразно:
прекрасны, куртуазны, владеют трубадурским искусством. Самой знаменитой
женщиной-трубадуром была графиня де Диа, хотя сведений о ее жизни
сохранилось также крайне мало. Она, скорее всего, была влюблена
в знатного рыцаря и трубадура Раймбаута Оранского и, как никто иной,
умела славить любовь. Сохранилось четыре ее стихотворения, а одно (как
сказано выше) даже с мелодией. Обрывочность биографических сведений
определенным образом компенсируется относительно большим количеством ее
предполагаемых изображений, на основании которых пытаются — хотя и
тщетно — воссоздать ее портрет.
Красноречие трубадуров, завораживающее воздействие коего мы ощущаем
и по сей день, воспоминания о дамах, сочинявших стихи, о благородных
трубадурках, поддерживают миф о рыцарской эпохе Средневековья, когда по
велению прекрасной дамы рыцарь с готовностью отправлялся на край света и
совершал там подвиги во имя своей владычицы. Чего стоит одна только
история трубадура Джауфре Рюделя, отправившегося в 1147 г. из своего
маленького замка на берегу Жиронды за море, дабы лицезреть прекрасную
графиню Типолитанскую, в которую он влюбился по описаниям очевидцев. Из
похода влюбленный трубадур не вернулся: согласно преданию, он умер
в объятиях прекрасной графини. Тема «дальней любви», одна из самых
романтических в мировой литературе, стала темой канцоны Джауфре Рюделя,
канцоны, ставшей едва ли не самым поэтичным стихотворением всей
староокситанской поэзии. У Рюделя будет множество подражателей и
последователей, ибо ни время, ни границы оказались не властны над его
канцоной, которая будет вдохновлять и Петрарку, и Эдмона Ростана, и
Генриха Гейне…
Но средневековые мифы, как, впрочем, и любые мифы, зачастую далеки
от действительности, а про извечно подчиненное положение женщины
в прошлые века знают все. Каково же на самом деле было положение женщин
в средневековой Окситании?
Права женщины в Окситании
Во времена трубадуров любая женщина, будь то знатная дама,
крестьянка или горожанка, целиком зависела от мужа или сына, а
незамужняя женщина — от брата или дяди, иначе говоря, вынуждена была
соизмерять свои поступки с поведением мужчин. «Независимые» женщины,
в современном смысле этого слова, являлись исключением. Получить право
на известную свободу действий могла только вдова, причем обладавшая
существенной вдовьей долей (отписанной ей при заключении брака мужем) и
не менее существенным приданым (возвращавшимся к ней после смерти мужа),
а также обладавшая твердым характером и выдающимися личными качествами,
позволявшими ей не попасть вновь под власть очередного супруга. Примером
такой волевой женщины стала Эрменгарда Нарбоннская, с 1143 по 1189 г.
самолично распоряжавшаяся в унаследованных ею землях виконтства
Нарбоннского. Роль главы владений удавалась ей настолько хорошо, что,
хотя она и была замужем, о супруге ее история памяти не сохранила.
Однако, не имея собственных детей, она решила доверить часть власти
племяннику, полагая впоследствии оставить ему земли в наследство. А
племянник захотел взять в свои руки богатые земли уже сейчас, и принялся
так сильно отравлять жизнь почтенной матроне, что в конце концов она
вынуждена была удалиться в монастырь, где и скончалась в 1196 или 1197
г.
Вне брака не было спасения ни для аристократки, ни для
простолюдинки, а если женщина решала не выходить замуж, ей было суждено
стареть под опекой братьев или дядьев. Но уже в 12 веке
дамы-аристократки получили определенные привилегии. Главная из них
заключалась в том, что, хотя согласно тогдашнему брачному праву, женщина
полностью отстранялась от управления чем бы то ни было, она имела право
на гарантированное и достойное материальное обеспечение. После смерти
мужа вдова получала полное право унаследовать значительную часть его
состояния и распорядиться своим приданым, которое было вручено ее
родными будущему супругу в день их бракосочетания. Приданое, обычно
выражавшееся непосредственно в звонкой монете или движимом имуществе,
переходило по наследству к детям или, в случае смерти супруга, большей
частью возвращалось к вдове. Вдовьей же долей именовалась та часть
имущества, которую муж закреплял за супругой при подписании брачного
контракта, и часть эта зачастую равнялась половине имущества мужа. А
чтобы вдова не осталась без жилья, в контракте можно было оговорить
место проживания женщины в случае гибели ее супруга: вдова имела право
остаться жить в доме покойного мужа, даже если тот по наследству перешел
к сыну, или избрать себе иное жилище. Во времена трубадуров монастырь не
являлся для безутешных вдов единственной возможностью обрести покой и
крышу над головой; уход в монастырь, а тем более пострижение в те
времена определялись добровольным выбором женщины. Поэтому женских
монастырей было немного; однако их число резко увеличилось к концу
13 в., когда разгром независимых окситанских графств в результате
альбигойских войн окончательно и бесповоротно подчинил земли Окситании
французской короне.
Катарская ересь и окситанское общество
Поводом к альбигойским войнам, начавшимся в 1209 году, послужила
борьба папы римского с ересью катаров — или альбигойцев. Последнее
название произведено от города Альби, где в 1145 году папскому легату
был оказан весьма дурной прием. Катаризм вписывался в русло всеобщего
движения евангелического обновления, охватившего в 12 и 13 вв. весь
христианский мир. Катарские пастыри, строгие, суровые люди в черных
одеждах, именовавшиеся «совершенными» (рarfaitz), проповедовали
апостольскую бедность и полагали, что их учение — единственно верная
христианская доктрина, в то время как доктрина Рима — дьявольская
подделка, только претендующая на христианство. Но в Риме катаров
расценивали не как реформаторов, а как зловредных дуалистов,
воскрешавших древнее учение манихеев, ибо в основе учения катаров лежал
принцип противоборства двух антагонистических начал: Добра и Зла, Света
и Мрака. Катары приписывали сотворение материального мира злому
демиургу, Диаволу, отводя Богу духовное царство Добра и Света. Возможно,
если бы катары ограничивались только дебатами со своими противниками,
гонения на них были бы не столь жестоки. Но альбигойцы, порывая
с устоявшимися церковными порядками, выдвигали требования политического
и социального характера, подвергая нападкам иерархическое устройство
общества, отказываясь приносить феодальную присягу, признавать
католическое духовенство и заведенные им порядки, не желая платить
десятину и прочие поборы, взимаемые Церковью с крестьян и жителей
городов.
Возможно поэтому, трактовка ереси катаров отличается большим
разнообразием, и многие даже полагают катаризм особой формой
цивилизации — со своей культурой, своими нравами и законами, —
расцветшей под небом Окситании. Среди этих нравов отметим прежде всего
отношение к женщине, которая наравне с мужчиной могла достичь высшей
ступени скромной катарской иерархии и стать «совершенной». Разумеется, о
полном равенстве говорить нельзя — век был «не женский», да и доктрина
катаров настолько своеобразна, что многие нередко задумывались, как два
столь разных мира: куртуазный универсум трубадуров и суровое пуританство
катаров — вполне мирно уживались рядом. Видимо, потому, что существовали
они внутри замкнутых сообществ. Для остальных же, как искусство трубадуров,
так и учение катаров, способствовали возвышению духа и смягчению нравов.
Простым последователям катарского учения, именовавшимся «верующими» (crezen), катарская церковь давала не только моральное освобождение от уплаты
десятины и содержания клира, но и уверенность в спасении в загробной
жизни, что для средневекового человека было крайне важно.
Среди «совершенных» были и женщины — например, Эсклармонда, сестра
могущественного графа де Фуа. В 1207 году во время диспута
с католическими проповедниками (одним из них был основатель ордена
доминиканцев Доменико де Гусман) Эсклармонда попыталась выступить
наравне с другими «совершенными», но католики немедленно посоветовали ей
«вернуться к своей прялке». Возвышение женщины в Окситании вызывало
раздражение у церковников не меньше, чем сама альбигойская ересь.
В чем заключалась суть этой ереси? Воспринимая окружающий их
материальный мир как творение Сатаны, которое в конце времен будет
непременно уничтожено, катары единственно реальным миром считали мир
небесный, куда надобно стремиться попасть. И если тело человека
материально и нечисто, то дух его является божественной искрой, которая
и приведет его в Царство Света. Душа, где обитает эта искра, после
гибели своей оболочки может переселиться в иное тело, дабы продолжить
путь покаяния и очищения. Вера в последовательное переселение душ
предписывала никого не убивать, в том числе и животных. Ибо вне
зависимости от того, какую жизнь прожил верующий, плохую или хорошую, он
мог возродиться в теле не только человека, но и животного, и убивая
живое существо, верующий мог прервать путь покаяния. Отсюда вытекал
отказ от мяса и яиц. Рыбу есть дозволялось, ибо считалось, что она «самозарождается из грязи». Дабы не заставлять души страдать в этом
несовершенном мире, следовало воздерживаться от сексуальных контактов
или принимать меры, противодействующие зачатию. Катары были противниками
официального брака и выступали за свободный союз, основанный на
взаимности чувств и не требующий освящения Церкви. Впрочем, простым
верующим не возбранялось вступление в церковный брак, чтобы церковники
не рассматривали их как «живущих в преступном сожительстве». Тем не
менее, церковники считали катаров содомитами и обвиняли их
в безнравственности и разрушении семьи.
Не менее безнравственной многие церковники считали и куртуазию
трубадуров, ибо согласно ее канонам, прекрасная дама, которой трубадур
служит и любви которой добивается, — дама далекая, недосягаемая и
замужняя. Но в эпоху Средневековья понятия «брака по любви» не
существовало вовсе, и Церковь освящала союз мужчины и женщины ради
продолжения рода, а семьи, особенно знатные, искали в браке своих
отпрысков экономических и политических выгод. И получалось, что и
трубадуры, и катары призывали мужчин и женщин следовать повелению
сердца, а не чужим указаниям.
Позиция катаров по отношению к Римской Церкви мало чем отличалась
от отношения к ней еретических течений той эпохи, и отчасти
предвосхищала отношение протестантов. Катары презирали таинства, крест,
культовые обряды и церковные здания, доктрина катаров предполагала как
можно более полное отстранение от мира, ее последователи должны были
приучать себя к наиболее суровым формам аскетизма, доступным,
разумеется, только избранным подвижникам — «совершенным». Из-за
пессимистического отношения к миру, катаров обвиняли в том, что их
церковь поощряет самоубийства. Прямых доказательств тому нет, но когда
начались гонения на катаров, все, даже самые рьяные их противники
признавали, что катары проявляли неслыханное мужество перед лицом
смерти — перед ужасной гибелью в огне. Чтобы не прочесть молитву или не
съесть кусок мяса, иначе говоря, чтобы не совершать поступка,
противоречащего учению, катары без колебаний сами бросались в огонь —
как поодиночке, так и целыми группами. Но эти факты говорят, скорее, не
о склонности к самоубийству, а об удивительном мужестве последователей
учения, сознательно предпочитающих смерть отречению от веры. Ибо
в отличие от католической обрядности, когда младенцев с первых дней
появления на свет принимали в лоно Церкви, катарами становились люди
взрослые, сделавшие сознательный и свободный выбор.
И многие в Окситании — от беднейшего крестьянина до знатного
графа — делали выбор в пользу религии катаров. Их привлекали как простые
и «дешевые» обряды, так и суровая честность проповедников-«совершенных»,
у которых слово не расходилось с делом. «Совершенные» довольствовались
малым, сами зарабатывали себе на пропитание и в любую погоду пускались
в путь, чтобы принести утешение страждущим. Один из обрядов катаров так
и назывался «утешением» (consolament). Этот обряд проводили при
посвящении в «совершенные», а также когда простому верующему грозила
гибель, и он хотел достойно встретить свою кончину. Церемония была
проста: «верующий» отвечал на несколько вопросов, а затем «совершенные»
возлагали на него руки, а на голову — книгу Нового Завета. Участники
обряда по очереди преклоняли перед ним колена, и на этом все
заканчивалось. В этом обряде катары, скорее всего, усматривали своего
рода причастие, посредством которого человек принимал Святого Духа.
Отправление культа у катаров могло совершаться в любом месте — они могли
молиться и читать проповеди где угодно: в лесах, замках или домах. Так
как среди катаров было много ремесленников-ткачей, их также нередко
называли «ткачами». Ткацкое ремесло позволяло собирать, не вызывая
подозрений, под одной крышей группу людей, к которым и приходил
проповедовать и наставлять «совершенный» — мужчина или женщина. И
нередко женщины-«совершенные» садились за прялку и начинали работать,
в то время как с уст их лилась неспешная проповедь. Длинные черные
шерстяные плащи с капюшонами, перепоясанные по талии поясом, отличали
одежду «совершенных» — и мужчин, и женщин — от одежды простых верующих.
И творчество трубадуров, и религия катаров оставили свой
неизгладимый след в истории Южной Франции. К началу 13 в. там сложился
особый, самобытный уклад жизни, отличной от жизни в Северной.
Окситанская культура, по преимуществу, была светской,
северофранцузская — церковной. Большая часть Окситании находилась под
властью графов Тулузских, чьи владения со столицей в Тулузе простирались
от Гиени до Савойи, и от Керси до Пиренеев. Владельцы соседних
с графством Тулузским земель были в той или иной степени вассалами
Тулузского дома, но вассальные связи зависели главным образом от доброй
воли обеих сторон. Знатные сеньоры не раз испытывали трудности
в отношениях со своими вассалами, однако гораздо более серьезные
конфликты возникали у них с неукротимым населением принадлежавших им
городов.
Многонаселенные города Юга Франции процветали. Тулуза считалась
третьим городом Европы, после Венеции и Рима. Наследники былых культур, южнофранцузские города сумели сохранить присущее Античности чувство
независимости и вкус к свободе. Городские сановники (именовавшиеся
консулами или капитулами) избирались самими жителями и осуществляли
демократическое управление, зачастую диктуя свою волю сеньорам. Между
общественными классами не существовало непроницаемой перегородки:
крепостной мог стать горожанином, а сын его уже надеялся стать рыцарем.
В атмосфере свободы и личной независимости процветала торговля. Немалую
роль играла и близость Востока. Разношерстные массы людей, постоянно
передвигавшиеся по дорогам Окситании, способствовали созданию
в средневековом окситанском обществе атмосферы веротерпимости и
своеобразного социального согласия. Отступая от материй высоких,
приведем яркий бытовой пример толерантности, царившей в тогдашнем
окситанском обществе: в Тулузе в общественные бани евреев допускали по
пятницам, а женщин легкого поведения — по понедельникам, и таким образом
все горожане имели возможность ходить чистыми. Надо также сказать, что
окситанские сеньоры охотно делали евреев своими управляющими, позволяя
им руководить христианами, что строго запрещалось Римской Церковью. А
еще окситанские сеньоры хотели свободно вступать в браки и разводиться
(граф Раймон VI Тулузский был женат пять раз), а также брать налоги
с богатых католических аббатств, и эти желания побуждали их благоволить
к катарам. Знатные окситанские дамы тоже благоволили к катарам, ибо
смутно ощущали, что эта вера стремится дать женщине больше достоинства и
свободы и уравнять ее в правах с мужчиной. Ведь если бесплотная и не
имеющая пола душа свободно переселяется в любое тело, как мужское, так и
женское, значит, и женщины, и мужчины равны...
Куртуазные законы трубадуров также возвышали женщину, отводя ей
видное место в обществе, а в так называемых «судах любви» женщины и
вовсе решали судьбы влюбленных. Таким образом складывалось общество,
объединенное общими духовными ценностями. Эти ценности назывались на
окситанском «pretz» и «paratge». Pretz означало то, что создавало
достоинство человека: его поведение и манеры, его образ мыслей и его
служение. Paratge — это и доблесть, и честь, и порядочность, и
равенство, и отрицание права сильного, и уважение к человеческой
личности — как к своей собственной, так и к личности ближнего. Идеалы,
соединившиеся в понятии рaratge, воплощались во всех сферах окситанской
жизни: в политике, религии и даже в сфере нежных чувств. Идеал
рaratge
был адресован не только всем окситанцам, не только определенному
социальному слою, но и каждому человеку в отдельности, к какому бы
сословию он ни принадлежал и каких бы взглядов ни придерживался.
Расцвет окситанской культуры совпал с расцветом могущественного
дома графов Тулузских, возглавляемого поочередно славными графами
Раймоном V и Раймоном VI. Но в начале 13 в. над безоблачным
существованием окситанских замков и дворов нависла страшная угроза, а
пройдет еще девять лет, и золотой век трубадуров и веротерпимости
навсегда канет в Лету. Что же именно стало тем пусковым механизмом,
который привел в действие страшную военную машину, управлявшуюся папой и
его легатами?
Множество благородных окситанских семейств стали склоняться к катаризму,
или, во всяком случае, вполне благосклонно взирать на его адептов. В то
же время эти же самые семейства, проживавшие в замках и имевшие свои
собственные дворы, являлись основными очагами куртуазной культуры,
вокруг которых расцветало блистательное искусство трубадуров. Значит,
в период, предшествовавший крестовому походу против альбигойцев
(начавшемуся в 1209 году), катары и трубадуры вращались в одном и том же
обществе и при одних и тех же дворах. Жители селений, расположенных
вокруг замков, охотно оказывали гостеприимство «совершенным» и «добрым
людям», в то время как владельцы замков (где нередко гостили и трубадуры)
предоставляли жилища верховному духовенству катаров, в частности, катарским «епископам». Под защитой крепостных стен таких замков зачастую
располагались целые поселения, где бок о бок с сеньорами в добром
соседстве жили крестьяне и ремесленники. Количество замков, где
добротные дома аристократов перемежались с крестьянскими хижинами и
мастерскими ремесленников, а узкие улочки всегда выводили на площадь
перед собором и к резиденции сеньора, к концу 12 столетия изрядно
возросло. Брожение умов, коловращение слухов и идей способствовало
возникновению крупных очагов катарской ереси. Влиятельные лица либо сами
принимали учение катаров, либо продолжали поддерживать дружеские и
союзнические отношения как со своими родственниками-катарами, так и с их
союзниками, а потому оказывали катарам повсеместное покровительство.
На основании «профессиональной принадлежности» трубадуры выделялись
в особую группу окситанского общества — равно как и катары, и прелаты и
клирики местных церквей, пользовавшихся поддержкой папы и короля; однако
в итоге все общество оказывалось пронизанным множеством тонких ниточек,
связующих составляющих его членов.
Некоторые трубадуры были выразителями антиклерикальных настроений,
с негодованием обличая жадных священников и развращенных прелатов,
заполонивших Окситанию. Но это был индивидуальный протест, протест
личности, выступавшей против людей из чуждого им сословия, значительную
часть которого составляли пришельцы с севера. Среди трубадуров также
были катары, например уроженцы Тулузы Аймерик де Пегильян и Гильем
Фигейра. Но в массе своей трубадуры, как и другие члены окситанского
общества, не видели иного спасения, кроме как в лоне Римской Церкви.
Борьбу с ересью катаров возглавили цистерцианцы, члены ордена,
который был основным вдохновителем крестовых походов в Святую Землю. На
протяжении полувека, предшествовавшего беспримерному по своей жестокости
крестовому походу, монахи-цистерцианцы, странствуя по землям Окситании и
пытаясь вернуть заблудших на путь истины, устраивали диспуты
с еретиками, дабы оценить силу слова своих доктринальных противников. На
такие диспуты между католическими и катарскими проповедниками собиралось
множество народу, так как и рыцари, и дамы, и горожане, и селяне были
равно охочи до этих небывалых прежде словесных турниров. Легкомысленное
поведение зрителей, для которых подобные баталии являлись прежде всего
развлечением, возмущало служителей Церкви. Ирония, дерзость и насмешки и
над сеньорами, и над идеологическим противником выводили из себя
защитников Римской Церкви. Присутствие мирян, в том числе и женщин,
создавало во время диспутов атмосферу беззаботности и ненавязчивого
антиклерикализма, свойственную куртуазным собраниям, отчего постулаты
религии катаров многими воспринимались как интеллектуальная игра слов,
издавна распространенная при куртуазных дворах. Аудитория мирян,
к которым и католические, и катарские проповедники часто обращались,
беря их в свидетели и желая привлечь на свою сторону, принимала, таким
образом, активнейшее участие в словесном действе, победителя которого
никогда нельзя было определить заранее.
Неоднократно появлявшаяся выше дата — 1209 год — положила конец
блистательной толерантной цивилизации, зародившейся на Юге Франции в те
далекие времена, когда Франция еще не являла собой единого государства.
В окситанском обществе, увлеченном поэзией и радостями жизни, не нашлось
сил для решительного и повсеместного отпора крестоносному воинству,
быстро превратившемуся в армию обыкновенных захватчиков. А катары,
распространение учения которых и стало поводом для крестового похода на
Окситанию, были решительными противниками любого насилия. Ни лира, ни
слово не смогли заменить меч... Впрочем, это уже начало другого рассказа —
о крестовом походе против альбигойцев, жестоком времени, когда уделом
прекрасных дам стали слезы и гибель. В настоящих же заметках,
составленных по материалам работ французских исследователей, мы хотели
рассказать о том, как в далекую эпоху Средневековья под незабудковым
небом Прованса была воспета Прекрасная Дама, и женщина ненадолго
поднялась вровень с мужчиной.
* * *
Наверное, неправильно рассказывать о трубадурах прозой, не приведя
ни единого стихотворения. Но стихи — материя тонкая, их надобно читать,
когда велит душа, а не тогда, когда под рукой клавиатура. Поэтому всех,
кто хочет познакомиться и с поэзией старокситанских поэтов, и с их
судьбой, мы отсылаем к «Жизнеописаниям трубадуров», изданным в 1993 г.
в серии «Литературные памятники» издательством «Наука». В этом же
издании все, кто захотят поближе познакомиться со средневековой
литературой и культурой Юга Франции, найдут необходимые ссылки на
работы, которые помогут найти дорогу в Окситанию.
|