![]() |
Елена ЧЕРНИКОВА
НА СОХРАНЕНИЕ БРЕМЕНИ
Всё лето 2000 года я куда-то еду, лечу, плыву — путешествую. От города Дублина (Ирландия) до села Константиново (Рязанская область, Россия). Очень много читаю и даже пишу. И даже издаю книжки. Скоро выйдет еще одна — “Любовные рассказы”. Обратите внимание на название: “любовные”. Мне это важно, поскольку на гигантском маршруте, пройденном за эти месяцы, мне очень редко попадались влюбленные пары. Сначала я думала, что это шутки моего зрения, сильно сосредоточенного на моем личном спутнике. Но потом поняла, что чего-то нет, или мало, или скрыто — вообще в людях. Была еще идея: о принципиальной избирательности моего видения мира. Уж если я всё время пишу рассказы о драматичной любви, может, мне и зрелища мира предлагаются соответствующие? Нет. Оказывается, мир сам по себе, я сама по себе. Я же не о мире пишу, а о себе. А мир вокруг вполне самостоятельно вертится, не переполненный любовью. Искры мало. Волн, притягивающих людей друг к другу. Даже простых целующихся на квадратную милю наибольший процент знаете где находится? На эскалаторах московского метрополитена. Еще одну пару видела на балконе отеля в Ирландии, вечером, на закате. Наши балконы располагались по соседству и всё просматривалось — даже если не имеешь намерения. Балконы смотрели на Ирландское море. В виду такого заката, да на балконе многозвездочного отеля ну грех не поцеловаться. В обстановке же менее оборудованной такие взволнованные пары мне уже не попадались. Бремя романтической любви, по-моему, оставило людей. Во что она трансформировалась — трудно сказать, но Землю так трясет, такие бедствия кругом, что закралась в мою шальную голову мысль: а может, это энергия невостребованной любви обрушивается на наши головы? Любви непосредственной, изначальной, еще не упакованной в секс с его уже совсем отдельными проблемами, любви как основы... На средней палубе теплохода, шедшего по Оке в Константиново, мы нашли кучу ярких интересных свежих журналов. И все до единого, как сговорились, про успех. По понятным причинам я заинтересовалась и всё-всё прочитала. И как важно носить белые зубы, и как надо реагировать на сплетни в коллективе, если не хочешь вылететь с работы, и про модные среди богатых спортивные машины, и как отличить хороший кирпичный дом от нехорошего, если некуда деньги девать, и близ какого шоссе надо иметь дачу, чтоб окружающие сразу могли определить вашу истинную цену... О Боже! Какое было захватывающее чтение! Как скучно жить после таких рекомендаций! Неужели, подумала я, наш журнал “Эрфольг” тоже доводит своих читателей до истерики, рассыпаяясь в невыполнимых советах и безумно далеко уводя от смысла жизни, от нежного отношения к людям?! Наш теплоход шел к Есенину, у которого теперь отличный свой музей-заповедник, с книгой отзывов самых высоких посетителей, с ансамблем в народных костюмах, с личным тополем, который, правда, очень болеет, а его очень лечат. Успех пришел к Сергею Александровичу? И если да, то когда именно? И не знаешь, как ответить на сей вопрос, если учесть, что теперь даже в тексте экскурсовода разрешено открыто выражать сомнение в самоубийстве поэта и демонстрировать фотодокументы, свидетельствующие о насильственной смерти. Впрочем, наверное, успех к нему пришел. В экспозицию музея входит даже дом-музей поэмы “Анна Снегина”! Очень похоже на Башню Джойса в Ирландии, где вся страна в полном составе в июне является на побережье праздновать “Блюмсдэй”! То есть День Леопольда Блюма, главного героя романа “Улисс”.
На одном фото вы видите часть внутренности Башни с личными вещами Джойса, а на втором — окрестности во время отлива. Джойса, правда, никто не убивал, он был лауреатом Нобелевской премии, писал прозу, ну и еще ряд отличий от Есенина имеется. Их объединяет только два обстоятельства. Во-первых, у каждого есть личный музей и музей героя произведения. Во-вторых, я в это лето посетила и то, и другое, и сейчас пишу об этом вам в заметках, направленных в очень странную цель: пригласить всех читателей “Эрфольга” считать единственно важной формой (и сутью) успеха в жизни преумножение любви в целом по планете. Давайте все “ляжем на сохранение”. Прошу извинить, если кому показалась несколько вольной моя аргументация. Ну, действительно, летала по миру, влюбленных не углядела и решила всех напугать своими глубоко личными впечатлениями. Ишь!.. Да. Ишь. Потому что я писатель. У меня работа такая: жить, чувствовать и писать об этом. Поэтому чувствовать приходится очень сильно...
|
||||||||||
|