На первую страницуВниз
Лидия Григорьева

Лидия Григорьева – автор семи поэтических книг. Действительный член Академии российской словесности, Всемирной Академии Искусства и Культуры, Европейского Общества Культуры, Международной Академии Поэзии. Ее биография напечатана в Энциклопедии “Кто есть кто среди интеллектуалов мира” (Кембридж, Великобритания, 1992 г.) и Международном Каталоге Выдающихся современников (Сев. Каролина, США, 1994 г.). Автор телефильмов “Марина Цветаева в Лондоне”, “Н. Гумилев в Лондоне”, “Скрябин в Лондоне”, “Станица Лондонская” и мн. др. Живет в Лондоне.

 

Лидия Григорьева 

ЗВЕЗДНЫЙ САД

 

   Дней осилю череду –
   жить не перестану,
   Господи! В твоем саду
   на колени встану.

 

Сад – это прообраз Божьего мира. Сад – это знаковое понятие. Философия сада. Мистерия сада. Звездное небо – это тоже сад, возделанный Господом Богом. Было бы странно думать, что мы можем взрастить свой сад без помощи Всевышнего. Если он нам поможет, то сад вырастет и на камнях. Даже сами камни в Синайской пустыне – тоже Сад. Морские коралловые сады на дне Красного моря. Разве эти радужные рыбки менее прекрасны, чем цветы? У этого Сада садовник – Создатель. Красота подводного райского сада – существует сама по себе: не для нас и не с нами – помимо нас. Но она есть и всегда – пребудет. Разве это не тайна – зачем? Для чего? Ведь эти прекрасные рыбы-Ангелы даже не съедобны! Как цветы. Бесполезность нетленных красот – сокровенная тайна. Тайга, необъятая глазом – ее хватит на много человеческих жизней. Прообраз бессмертия. Вроде смены поколений. Тайные сады Венеции – невидимые глазу за высокими стенами. Английские сады – это то, на чем Англия держится. Краеугольный камень английского Сада – наследственное, историческое право иметь сад, цветущий круглый год. Разгадка британского характера: посмотрите на сад – на окне, на балконе! Сколько чувств, сокрытых от окружающих, выплеснуто наружу! Сколько подавленных эмоций. Как умеет любить этот человек (или его человечиха). А выразить словами не велят приличия. Но ведь знает язык цветов (или птиц, или рыб, или Ангелов...)! Ангел английского Сада похож на цветущую в феврале розовую японскую вишню. Японский сад – величиной с ладонь, в которой уместилась вселенная. Сад камней в Киото: откуда бы, с какой бы точки на него ни посмотрел, один камень никогда не увидишь. Разве что с воздуха. Но воздух тоже сад. Невидимый сад. Воздух цветет и благоухает разве не так, как весенний сад? Нетленный сад. Нерукотворный. Как яростно цветет летом тундра! Какие цветы являет миру на бескрайних безлюдных просторах – на Чукотке на реке Лельвыргыргын или в бухте Кожевникова на Море Лаптевых. Какие краски! Ни с чем нельзя это сравнить, сопоставить. Разве только с космическими, феерическими цветами Северного Сияния. Этот сад расцветает в полярном небе, как салют. Абсолют занебесного Сада. Я была свидетелем этого чуда. Перламутровые, светящиеся, порхающие розовые лепестки, как мириады бабочек, облепившие черные изогнутые ветки – цветущие абрикосовые деревья в апреле в нашем саду. В Луганске. Красная герань на окне в Казани – провинциальный, русский, зимний цветущий сад. Морозные узоры на окне – любимый сад моего детства. Лепестки сугробов. Стебли пурги. Лилии, розы – морозы... Как повезло мне, что я видела все это. И потому свидетельствую: мир – это Божий сад. И человек – его садовник.

 

* * *

Чтоб выйти в сад не нужно и предлога,
особенно, когда он у порога
старательно и праведно возделан,
и потому возлюблен без предела.

Чтоб выйти в сад не нужно и стараться:
там множатся миры, цветы плодятся,
там гроздья звездные, огрузнув, вызревают,
и сам Господь с небес их призревает.

Чтоб выйти в сад, достаточно забыться:
отчаяться, очнуться, возродиться –
как дикая лоза в саду нетленном,
стать ласковым – коленопреклоненным.

3 августа 1999 г.

* * *

В мире больших величин – сад мой неразличим.
В бездне густой воды так не видать звезды.

Если смотреть с небес – виден лишь дол да лес.
Там среди бела дня – не разглядеть меня.

И не найти следа – это ли не беда?
Сад мой держа в горсти – Господи, попусти.

Август 1999 г.

* * *

За этот ад, за этот бред,
пошли мне сад на старость лет...
М. Ц.

она просила лишь сад под старость
она просила – а мне досталось

судьба могла бы стать посмиренней
из всех елабуг – под сень сирени

из всех елабуг до края света
под сенью радуг – за что все это?

в тисках гнетущих для душ невинных
в краях цветущих и соловьиных

лишь по молебне сад расцветает
а город древний – кто был тот знает

9 августа 1999 г.

ДОМАШНЕЕ  ВОСПИТАНИЕ

Уже который год подряд
я вижу, как прекрасен
чужой и беспризорный сад.
Мне замысел неясен!

Тогда домашний сад к чему –
воспитанный, несорный,
когда цветет не по уму
бродяга подзаборный?

Цветет, ветрами теребим,
подкидышем подброшен!
Наверное, он был любим
и грамотно заложен.

Он был воспитан без затей,
без тени вероломства:
чем жизнь несносней и лютей,
тем здоровей потомство.

8 февраля 2000 г.

* * *

Затмение над родиной суровой.
Не разгадать знамение, пожалуй:
владыка ли грядет медноголовый
или радетель попранной Державы.

9 мая 1999г.

* * *

В горьком тумане моя страна,
в горестной дымке небыли или были...
Плохо, что кончились хорошие времена.
Странно, что они вообще – были.

26 марта 1998 г..

* * *

напишу стихотворение – заново на мир взгляну
мерзость самоупоения словно сор с себя стряхну

на бумаге нежной рисовой вольно ль славить красоту
хоть сто раз халву описывай – слаще станет ли во рту

правда слова не ледащего хоть глаголит и манит
от стрелы в ночи летящия никого не заслонит

и от беса полуденного и от язвы моровой
что припомнится нетленного на войне немировой

но на все четыре стороны Слово плещется любя
над Москвою вьются вороны над Россией – голубя

24 августа 1999г.

* * *

Мне вдруг показалось, что всюду убого,
что поизносилось, потерлось житье.
И я попросила добавки у Бога,
он тут же подкинул на хлеб и тряпье.

И я приняла это благо, как данность:
как будто вернул свою лепту должник!
И не осенила меня благодарность:
душа помрачилась, а ум – невелик.

17 февраля 2000 г.

* * *

Раскрою складень книги в темноте
и свет зажгу: а вдруг слова не те?

Так и случилось. Только чья вина,
что истончились, стерлись письмена?

Свеча ли тут нищает и чадит,
иль время поглощает, не щадит?

Ни поучать, ни спорить не берусь:
молитву стоит помнить наизусть.

16 февраля 2000 г.

* * *

Пусты мои закрома –
вычищены подчистую.
Все раздала – сама.
Что же я так лютую?

Что ж я одна, как перст?
Всхлипы – на каждом вздохе.
Что ж я не ставлю крест
ни на одном пройдохе?

Склоки сведу к нулю,
злые забуду свары –
новым Добром набью
пустующие амбары.

12 сентября 1998 г., 18 февраля 2000 г.

* * *

Ушла с душою уязвленной
искать приюта во вселенной,
в ночном саду нерукотворном,
окликнутая горним горном.

И ей, ветрами уносимой,
был явлен выход столь простой:
полет души неуязвимой
над беспросветной суетой.

18 февраля 2000 г.

В САДУ У КОММУНИСТА

В саду у коммуниста и ветрено, и мглисто,
хотя вокруг такой простор звенящий.
В саду у демократа тепло и таровато,
хотя вокруг простор пустой и нищий.

От холода колея, бреду я по аллее:
зачем Господь не даровал мне брата?
Ведь всем не хватит места в саду у коммуниста,
тем более в саду у демократа.

5 февраля 2000 г.

* * *

Вот света белого мерцанье
за окоемным ободком,
и – отрицанье отрицанья:
не видно помочи ни в ком.

Вскипели вспять седые реки.
Миры войной на нас идут.
И молодые человеки
под белы руки мать ведут.

Гремят миры: как бы пустую
телегу катит Илия.
Мать, бесконечно молодую,
ведут под руки сыновья.

И ангелы запели хором.
Свет невечерний заалел.
И черный ворон, черный ворон
ее увидев, пожалел.

10 февраля 2000 г.

 

На первую страницу Верх

Copyright © 1999   ЭРФОЛЬГ-АСТ
e-mailinfo@erfolg.ru