На первую страницуВниз


ГАЛЕРЕЯ  «ЭРФОЛЬГ»
живопись, графика, скульптура

Ирина Проценко

Ирина Проценко, художник-график, член Международного художественного фонда, член Союза фотохудожников, родилась и живет в Москве.
Окончила Московский текстильный институт (сейчас это Текстильный университет им. А.Н.Косыгина), факультет прикладного искусства по специальности художник-технолог (художник-модельер). Много лет работала в этом качестве со сборными командами по фигурному катанию на коньках, в том числе и с олимпийскими чемпионами и чемпионами страны. Но это «в прошлом».
С 1996 г. Ирина Проценко работает в сфере рекламы, создает фирменные стили, торговые марки, рекламные буклеты, оформляет сайты. В свободное время у нее три направления творчества:

  • акварель, графика гелевой ручкой, сухими акварельными мелками,
  • синтез фотографии и графики (результатом этого является превращение фотографии в станковую графику),
  • абстрактно-декоративная иллюстративная векторная компьютерная графика.

 Мы представляем серию работ Ирины Проценко, выполненных в последней технике.

№ 1

 
 
   

№ 2

   

№ 3

 
 
    № 4
 

№ 5

   
 
 

№ 6

 

№ 7

 
 
  № 8
 

№ 9

 
 
  № 10

 
Ирина Проценко – о себе и своей работе

Вы попросили меня чуть подробней рассказать о себе, о своей работе… Попытаюсь.

Во время учебы на вечернем отделении факультета прикладного искусства я начала работать в Доме моделей спортивной одежды, сначала художником-зарисовщиком (выполняла технический рисунок внешнего вида модели). В год окончания института, после защиты диплома, попросила перевести меня на работу в цех индивидуального пошива, где на трикотажном участке появилась вакансия художника-модельера для работы со спортсменами-фигуристами.. Мне незнакома была эта работа, но никто из отдела художников не захотел переходить на этот участок и бояться было нечего! Руководство сомневалось в моей кандидатуре, т.к. у меня не было никакой практики, но рискнули и «как котенка» бросили в воду — выплывет, так выплывет…

И у меня получилось. Работа была связана с командами по фигурному катанию на коньках, начиная с юношеских, молодежных сборных до основных сборных команд, включая работу с заказами спортивных клубов и обществ. Задача стояла и простая, и сложная одновременно, то есть необходимо было объединить в одном костюме и спортивное, и театральное начало.

Тогда мы проходили становление самого костюма для фигурного катания. Были использованы разные материалы и конструкции: от кримплена и вологодских кружев ручной работы до суперэластичного трикотажа. Отношение к костюму было настолько строгим, что были годы, когда не разрешались платья и рубашки без рукавов, и приходилось делать их из материала телесного цвета. Был запрет на комбинезоны для мужчин. Но в них было так удобно выступать, что спортсмены шли на небольшой зрительный обман: они одевали пояс с имитацией в виде пряжки — и никто не делал замечаний!

Чтобы передать образ, заложенный в музыке и движениях самой программы или танца, иногда приходилось создавать новую фактуру или рисунок ткани с помощью масляных красок. Я замечала, что цвет костюма влиял не только на выступление спортсмена, но и на его судьбу.

Во время подготовки к соревнованиям бывают случаи, когда музыка и сама программа меняются кардинально. Так произошло в начале карьеры пары Е. Гордеева и С. Гриньков. К программе на музыку танца «Сиртаки» был сделан другим художником эскиз, были раскроены костюмы черного цвета, и тут, к сожалению, произошла смена музыки и программы на музыку вальса И. Штрауса… И ко мне обратилась хореограф с просьбой переделать костюм под этот образ, при условии, что цвет не меняется. В итоге получился черный костюм для вальса с бело-розовой отделкой! И только спустя несколько лет, после внезапной кончины молодого еще Сергея Гринькова, я вспомнила об этом костюме, олицетворяющем траур… радости и счастья!

Спортсмен на льду исполняет не только сложные физические упражнения, но и старается передать эмоционально, подобно артисту, свои переживания на данную тему. Другой вопрос, что не каждому это удается. Иной раз костюм помогал, но бывало и мешал в этом. Случай был с А. Фадеевым. Тогда ближайшим его соперником был В. Котин. В тот год у Фадеева была поставлена программа на музыку половецких танцев из оперы «Князь Игорь» Бородина. Я сделала эскиз костюма красивого серого цвета, исходя из того, что степь — родная стихия половецкого народа. В костюме не разрешалось отсутствие рукавов, и пришлось тканью телесного оттенка искусно замаскировать вырез горловины и край рукавов. Фадееву этот костюм нравился. Но, к сожалению, у Котина был костюм того же цвета, и после первого выступления, по решению тренеров, для Фадеева пришлось перешивать костюм, но уже из материала красного цвета. Это подействовало отрицательно, дальнейшие выступления в этом костюме были неудачными.

Хотя отсутствие большого ассортимента тканей и фурнитуры ставило моей голове сложные задачи, эта работа всегда приносила удовлетворение, потому что результат был виден во время соревнований. Приходилось пользоваться разными техническими способами для передачи фактуры материала и особенностей образа: то масляными красками расписывать костюм, то наклеивать цветные яркие кусочки ткани на рубашку для показательных выступлений — и спортсмен пользовался ею на протяжении лет пяти, тогда как костюмы все шились на один год.

С 90-х годов спортсмены уже не одеваются за счет государства, они обращаются к частным фирмам и частным лицам. Выбор материала и оформления костюма стал необычайно обширным. И требования к пошиву стали более строгими. Но часто богато украшенный костюм решен композиционно неправильно, не дает отклика на создаваемый образ, не сглаживает недостатки фигуры.

До сих пор, видя выступления фигуристов, мне хочется рисовать эскизы. В моем архиве остались невостребованными эскизы, которые, на мой взгляд, и сейчас выглядят современно. Был в 20-е годы прошлого столетия в Париже русский художник-модельер под псевдонимом ERTE. Многие его замыслы остались на бумаге и чудесно выполнены графически! Несмотря на то, что и тогда, и в наше меркантильное время заказчиков интересует готовая вещь в материале и возможность ею пользоваться, все-таки зачастую потомкам остаются именно эскизы (можно вспомнить работы для театра многих русских художников — Васнецова, Бенуа, Бакста, Кустодиева, Коровина, Рериха и т.д.). Потому-то и хочется продолжать размышлять на бумаге на тему костюма, даже пусть не имея возможности исполнить его в материале!..
 

На первую страницу Верх

Copyright © 2004   ЭРФОЛЬГ-АСТ
 e-mailinfo@erfolg.ru