Выставочный
зал Московского Союза художников
Кузнецкий мост, 11, м. “Кузнецкий
мост”,
“Охотный ряд”,
с 12 до 19, т. 928-81-41.
ВЫСТАВКА
50
ЛЕТ ОБРАЗОВАНИЯ СЕКЦИИ ХУДОЖНИКОВ
МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО
ИСКУССТВА
МОСКОВСКОГО
СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ
50 лет назад художники — приверженцы традиционных техник монументально-декоративной живописи: мозаики, росписи, фрески, витража — объединились и создали секцию монументальной живописи при Московском союзе художников. (На сегодняшний день в ней — 517 художников).
Казалось бы, что перечисленные техники скорее ассоциируются с церковным зодчеством, но в том и парадокс, что в период советской власти, где-то с начала 30-х годов, монументальные формы начинают быть востребованы государством. Такие грандиозные сооружения, как Дворец Советов, московское метро. Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) и прочие не обходились без произведений в техниках, освященных тысячелетней историей.
Корни московских мастеров монументально-декоративного искусства глубоки и обширны. Они сохранили связь с «серебряным веком» русского искусства, с лучшими национальными традициями русской монументальной живописи. Учителями современных художников стали: Н.М.Чернышёв, В.А.Фаворский, Л.А.Бруни, Е.Е.Лансере, П.В.Кузнецов, П.Д.Корин, А.А.Дейнека, Г.И.Рублев, Б.П.Чернышёв, К.В.Эдельштейн.
Сохраняя и приумножая пластические возможности мозаики, фрески, витража, художники-монументалисты без потерь художественных качеств, вписались в постсталинский период — вторую половину XX века. Их рукотворные произведения эмоционально скрашивали индустриальную типовую архитектуру. Объектами приложения труда художников: театры, дворцы культуры, гидросооружения и прочее, Московские монументалисты работали по территории всего бывшего СССР, также и за его рубежами. Художниками секции, в частности, было украшено множество станций московского метро.
Настоящая выставка, конечно, не может показать весь объем созданного художниками. Но главное, что к сегодняшнему дню сохранены традиционные техники монументальной живописи и традиционное для московской школы мастерство.
В наше время художники-монументалисты с успехом работают над восстановлением храмов, украшают вновь возводимые здания — гостиницы, спорткомплексы, офисы, частные дома.
Помимо фотографий произведений, связанных с архитектурой того или иного здания, на выставке представлены фрагменты в материале, станковые картины, графика и скульптура.
Особо надо выделить экспонат, условно обозначенный как «Доска почета». Это художники — члены секции, которые не только своим творчеством, но и плодотворной общественной деятельностью заслужили признание и известность.
Интерес для зрителей представят и сами материалы, из которых создаются произведения; смальта для мозаики, тонкое и толстое стекло для витража, натуральные камни (мрамор, змеевик и прочие) для флорентийской мозаики. Фрагменты монументальных произведений в материале позволят увидеть технологию их создания.
На выставке экспонируются произведения с 30-х годов XX века по 2004 год, как уже ушедших из жизни, так и ныне плодотворно работающих художников.
|
|
Мерперт
Дмитрий Маврикиевич
Новая эра.
1970.
Мозаика. Внутренний дворик посольства СССР. Швеция.
|
|
|
|
Штейман
Алексей Георгиевич
Москва праздничная.
1975.
Витраж. Банкетный зал
посольства СССР. Болгария. |
|
|
|
|
|
|
|
Церетели
Зураб Константинович
Декоративная композиция.
2002.
Роспись. Новое здание Большого
театра. Москва.
|
|
|
|
Решетников
Виктор Александрович
Декоративная композиция.
1981.
Мозаика. Детско-юношеская спортивная
школа
олимпийского резерва. Зеленоград. |
|
|
|
|
|
|
|
Артемьев
Алексей Валериевич
Вознесение Господне.
Конец XX - начало XXI века.
Роспись. Храм Большого
Вознесения. Москва. |
|
|
|