РУССКИЙ
ПРИДВОРНЫЙ ПОРТРЕТ XVIII ВЕКА
ОТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО ДО ПАВЛА I
в “Доме
Нащокина”,
Воротниковский
пер., 12,
с 12.00
до 18.00,
тел.
299-11-78, 299-47-74.
Выставка представляет
собрание портретного искусства музея-усадьбы
Кусково. Основу экспозиции из 45 портретов составляет фамильная
коллекция одного из самых древних и
знатных родов России — Шереметевых.
Портретная галерея, собранная ими — одна
из самых значительных среди российских
усадебных портретных собраний. Начало
ее было положено
фельдмаршалом
Петра I графом Петром
Борисовичем Шереметевым и продолжено его сыном — графом
Николаем Петровичем.
Из обширного собрания
шереметевских портретов,
представлявших не только русских, но и
западноевропейских правителей, членов
древних и знатных фамилий, служителей
церкви и военачальников, выбран круг
русского придворного портрета.
Петр I
(1672-1725) — первый император России,
сын царя Алексея
Михайловича от брака с Натальей
Кирилловной Нарышкиной. В 1682 г.,
после смерти старшего брата Федора,
наследовал вместе с братом
Иваном царский престол. При
малолетних братьях правительницей
была назначена царевна Софья. С 1689 г. —
правил единодержавно. Первым браком
женат на Евдокии Федоровне
Лопухиной, от которой имел сына
Алексея; вторым браком — на Марте
Скавронской (впоследствии
Екатерине I), от которой имел
дочерей Анну и Елизавету (другие
дети Петра от двух браков умерли
малолетними). Изображен с лентой
ордена св. Андрея Первозванного. |
|
|
|
|
Портрет
императора Петра I.
Неизвестный русский художник XVIII в.
Холст, масло. |
|
|
|
|
|
Евдокия
Федоровна (1669-1731) — дочь боярина
Федора Абрамовича Лопухина. Первая
жена Петра I (с 1689 г.), мать
царевича Алексея. В 1698 г.
примкнула к боярской оппозиции,
осуждена царем и заточена в Суздальский
Покровский монастырь, пострижена в монахини.
В связи с делом царевича
Алексея переведена в Ладожский
Успенский монастырь с ужесточением
условий содержания. После смерти
Петра Екатерина I ссылает ее в Шлиссельбург.
В 1727 г. вступивший на престол
юный внук царицы Петр II возвращает
ее в Москву. Она поселилась в Новодевичьем
монастыре. Похоронена в Смоленском
соборе рядом с гробницами царевен
Софьи и ее сестры Екатерины
Алексеевны. |
Портрет царицы
Евдокии Федоровны.
Неизвестный русский художник XVIII в.
Холст, масло. |
|
|
|
|
|
Меншиков А.
Д. (1673-1729) — русский
государственный деятель,
генералиссимус (с 1727 г.). Сын
придворного конюха, в детстве взят
Ф.Лефортом в слуги, 1686 г. —
денщик Петра I, 1695 г. —
бомбардир Преображенского полка.
Сопровождал Петра I в Азовских
походах, в Великом посольстве в Западную
Европу. Руководил строительством
Петербурга, Кронштадта. 1704 г. —
майор, 1707 г. — светлейший князь,
1709 г. — фельдмаршал (за победу в Полтавской
битве), президент Военной
коллегии. После смерти Петра I,
опираясь на гвардию возвел на
престол Екатерину I и стал
фактически правителем России. 1727 г. —
арестован и сослан в Раненбург,
затем в Березов, где и умер. |
|
|
|
|
Портрет князя
Александра Даниловича Мешикова.
Неизвестный русский художник XVIII в.
Холст, масло. |
|
|
|
|
|
Толстой П. А.
(1645-1729) — русский государственный
деятель, граф, дипломат. 1702-1714 —
посол в Турции, 1716-1717 —
сопровождал Петра I в поездке по
странам Европы. По поручению Петра I
добился возвращения в Россию
скрывавшегося в Неаполе царевича
Алексея. 1718 г. — возглавлял
следствие по его делу. 1717-1721 гг. —
президент Коммерц-коллегии, 1718-1726 гг. —
первый министр Тайной канцелярии.
1725 г. — содействовал возведению
на престол Екатерины I, член
Верховного тайного совета. 1727 г. —
арестован вместе с сыном Иваном,
сослан в Соловецкий монастырь, где
и умер. Изображен с синей лентой
польского ордена Белого Орла. |
Портрет графа
Петра Андреевича Толстого.
Неизвестный русский художник XVIII в.
Холст, масло. |
|
|
|
|
|
Ягужинский
П. И. (1683-1756) — граф с 1731 г,
русский государственный деятель и
дипломат. Родился в Польше. В 1701 г.
взят Петром I в услужение,
записан им в гвардию, вскоре
пожалован во флигель-адъютанты.
1726-1727 гг. — посол в Польше.
1727 г. — генерал-аншеф, 1728 г. —
обер-шталмейстер. За предупреждение
императрицы Анны Иоанновны о
замыслах Верховного тайного совета
арестован и только благодаря
заступничеству своего тестя,
канцлера Г. Головкина, спасся от
смертной казни. 1731-1734 гг. —
посол в Пруссии, 1735 г. —
кабинет-министр при дворе Анны
Иоанновны. Изображен в мантии, с цепью
и звездой ордена св. Андрея
Первозванного. |
|
|
|
|
Портрет Павла
Ивановича Ягужинского.
Неизвестный русский художник XVIII в.
Холст, масло. |
|
|
|
|
|
Алексей
Петрович (1690-1718) — старший сын
Петра I от брака с Евдокией
Федоровной Лопухиной. В 1711 г.
женился на принцессе Шарлотте
Христине Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской,
от которой имел дочь Наталью и сына
Петра (впоследствии император Петр II).
В 1715 г. овдовел. Был противником
преобразовательной деятельности
Петра I.
В 1716 г.
бежал за границу в Вену, затем в Неаполь,
откуда был возвращен в Россию.
Обвинен в государственной измене.
Лишен прав наследования престола и
приговорен к смертной казни. Умер
в Петропавловской крепости.
Изображен в латах и горностаевой
мантии. |
Портрет царевича
Алексея Петровича.
Неизвестный русский художник XVIII в.
Холст, масло. |
|
|
|
|
|
Екатерина I
(1684-1727) — вторая жена Петра I, с 1725 г. —
российская императрица. Дочь
литовского крестьянина Самуила
Скавронского. До
принятия православия — Марта
Скавронская. В Мариенбурге попала
в русский плен и вскоре стала
фактической женой Петра I.
В 1712 г. оформлен
церковный брак, 1724 г. —
коронация. От брака с Петром I в живых
остались две дочери: Анна
(замужем за герцогом Голтштинским) и
Елизавета, будущая русская
императрица. Изображена в малой
императорской короне, с лентой и
звездой ордена св. Андрея
Первозванного. |
|
|
|
|
Портрет
императрицы Екатерины I.
Неизвестный русский художник XVIII в.
Холст, масло. |
|
|
|
|
|
Петр II
(1715-1730) — русский император с 1727 г.
Сын царевича Алексея Петровича и
принцессы Софьи Шарлотты
Вольфенбюттельской, внук Петра I.
Был обручен с княжной Екатериной
Алексеевной Долгорукой, но во время
подготовки к коронации умер от
оспы. Изображен с лентой ордена св.
Андрея Первозванного и
императорской короной. |
Портрет
императора Петра II.
Неизвестный русский художник
XVIII в. Холст, масло. |
|
|
|
|
|
Анна
Иоанновна
(1693-1740) — русская императрица с 1730 г.
Дочь царя Ивана V Алексеевича,
племянница Петра I. В 1710 г.
была выдана замуж за герцога
Фридриха Вильгельма Курляндского.
Овдовев, жила в Курляндии. На
престол была приглашена “верховниками”
на условиях (“Кондициях”)
ограничения самодержавия в пользу
феодальной аристократии. Опираясь на
дворянство и гвардейских офицеров,
отказалась от подписанных ранее “Кондиций”.
При ее дворе большим влиянием
пользовались прибалтийские дворяне-немцы.
Изображена с лентой ордена св.
Андрея Первозванного. |
|
|
|
|
Портрет
императрицы Анны Иоанновны.
Неизвестный русский художник
XVIII в. Холст, масло. |
|
|
|
|
|
Елизавета
Петровна (1709-1761) — русская
императрица с 1741 г. Дочь Петра I
и Екатерины I. Вступила на престол
в результате дворцового
переворота, свергнув и заточив в крепость
малолетнего императора Ивана VI
Антоновича. Провозгласила
возвращение к заветам своего
великого отца. Изображена с лентой
и звездой ордена св. Андрея
Первозванного. |
Портрет
императрицы Елизаветы Петровны.
Аргунов И. П. (1729-1802). Холст, масло. |
|
|
|
|
|
Петр III
(1728-1762) — русский император (1761-1762
гг.). Внук Петра I, сын цесаревны
Анны Петровны и Голштейн-Готторпского
герцога Карла Фридриха. В 1745 г.
вступил в брак с принцессой
Софией Фредерикой Августой Ангальдт-Цербстской
(будущей императрицей Екатериной II).
По восшествии на престол издал указ
об уничтожении Тайной канцелярии и
даровал Жалованную грамоту
дворянству. Был поклонником Фридриха II
и военной прусской системы. Убит
оппозиционной гвардией с ведома
Екатерины II. Изображен с лентой
и звездой ордена св. Андрея
Первозванного. |
|
|
|
|
Портрет
императора Петра III.
Неизвестный русский художник
XVIII в. Холст, масло. |
|
|
|
|
|
Екатерина
Алексеевна (1729-1796) — русская
императрица с 1762 г, урожденная
Софья Фредерика Августа Ангальдт-Цербстская.
Из обедневшего немецкого княжеского
рода. В 1745 г. выдана замуж за
наследника русского престола
Великого князя Петра Федоровича,
будущего императора Петра III.
После воцарения непопулярного Петра III,
в результате дворцового
переворота отстранила его от власти.
Сын — Великий князь Павел
Петрович (1754-1801), впоследствии
император Павел I. Изображена с лентой
и звездой ордена св. Андрея
Первозванного. |
Портрет Великой
княгини Екатерины Алексеевны.
Аргунов И. П. (1729-1802). Холст, масло. |
|
|
|
|
|
Панин Н. И.
(1718-1783) — граф, русский
государственный деятель, дипломат.
1747 г. — посланник в Дании,
затем в Швеции. 1760-1773 гг. —
воспитатель цесаревича Павла
Петровича. В 1762 г. принимал
активное участие в дворцовом
перевороте, возведшем на престол
Екатерину II, 1763-1782 гг. —
возглавлял Коллегию иностранных дел.
Изображен с лентой и звездой
ордена св. Андрея Первозванного и
орденом св. Анны. |
|
|
|
|
Портрет Никиты
Ивановича Панина
Неизвестный русский художник XVIII в.
Холст, масло. |
|
|
|
|
|
Павел
Петрович
(1754-1801) — Великий князь, с 179б г. —
российский император Павел I. Сын
Петра III и Екатерины II. Состоял в браке
с 1773 г. с Гессен-Дармштадской
принцессой Вильгельминой (Натальей
Алексеевной). После ее смерти, с 1776 г. —
с принцессой Софией-Доротеей
Вюртембергской (в православии —
Марией Федоровной). От второго брака
имел десятерых детей. Изображен с лентой
ордена св. Андрея Первозванного и
знаком ордена св. Анны на шее. |
Портрет Великого
князя Павла Петровича.
Аравицкий Василий, 1778 г. Холст,
масло. |
|
|
|
|
|
Показанные на выставке
портреты охватывают целую эпоху золотого
века — от Петра I до царствования Павла I.
Полотна начала XVIII века знаменуют
наступление нового этапа в русском
искусстве, когда в период петровских
преобразований понимание значимости
личности и ее возможностей обусловило
активное развитие портретного жанра.
Граф П.Б.Шереметев, глубоко почитая
память отца, петровского фельдмаршала
Бориса Петровича Шереметева, особое
предпочтение отдавал портретам
сподвижников Петра I. Их имена
неразрывно связаны с реформаторским
значением эпохи: генерал-адмирал
русского флота Ф.М. Апраксин, светлейший
князь А.Д.Меншиков, дипломат П.А.Толстой,
князь-кесарь Ф.Ю.Ромодановский, барон А.Г.Строганов
и др.
XVIII столетие по праву считается
веком женской монархии. На выставке
представлены портреты всех российских
правительниц — Екатерины I, Анны
Иоанновны, Анны Леопольдовны, Елизаветы
Петровны, Екатерины II — и их
придворных. В экспозицию вошли
портреты представителей известных
российских дворянских родов: Шереметевых,
Долгоруких, Голицыных, Паниных,
Бестужевых, Олсуфьевых.
Портретное собрание
Шереметевых не отличалось
художественной целостностью. Большая
часть полотен была написана неизвестными
крепостными художниками. В основном
они представляют собой копии с ранних
живописных и гравированных оригиналов
известных мастеров:
Л.Каравакка, С. Торелли, Ф.Рокотова, П.Ротари,
А.Рослина. Подобные образцы дополнялись
приобретенными по случаю авторскими
полотнами русских портретистов и
западноевропейских мастеров “россики”,
а также привозными коллекционными
портретами.
Два поколения семьи
Шереметевых, создавая галерею, невольно
способствовали средоточению в пределах
одного собрания произведений живописи,
характеризующих основные этапы развития
портретного жанра в России: от парсуны
до усвоения иконографических схем
европейского портрета, от копий и
многочисленных повторений расхожих “типов”
до профессиональных авторских работ, от
велеречивости репрезентативных форм к изысканной
простоте камерного портрета.
Выставка работает до конца октября.
Материалы
предоставила Марина Ошерова
|