На первую страницуВниз

ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ТРЕТЬЯКОВСКАЯ  ГАЛЕРЕЯ
на Крымском валу
Крымский Вал, 10, м. “Октябрьская”, “Парк культуры”,
с 10 до 19.30, кроме понедельника, т. 238-13-78.

 Карл Павлович Брюллов
(1799-1852)

28 июня в залах Третьяковской галереи на Крымском валу открылась одна из грандиознейших выставок последнего времени:
“Карл Брюллов. 200 лет со дня рождения”

Карл Брюллов, будущий знаменитый живописец, родился третьим сыном в семье известного мастера резьбы по дереву. Да и поди не стань знаменитым при таком отце: по приказу батюшки слабому золотушному мальчику не давали завтракать, пока не нарисует положенное число человечков и лошадок или не сделает заданной отцом копии гравюры.
Зато и гением Брюллов прослыл с ранних лет, выделялся среди товарищей не только редкой одаренностью и незаурядной целеустремленностью, но и пристрастием к чтению, музыке, театру. Академию художеств Брюллов окончил блестяще, с высшей наградой — большой золотой медалью.

  К.П. Брюллов.
Автопортрет. 1848.

К., м. 64 х 54.
 

В 1822 году Общество поощрения художников предложило Брюллову поехать на четыре года в Италию. Путешествие растянулось на 12 лет. В Италии Брюллов создал необычайно много: грандиозное полотно “Последний день Помпеи”; маслом, акварелью, сепией — около 120 портретов; множество сцен из итальянской жизни.

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833.  Х., м. 456 х 651.

В Италии пришла к Брюллову любовь. Одно время графиня Юлия Самойлова и знаменитый художник хотели даже соединить свои жизни. Не получилось... Черты Самойловой художник придает сразу нескольким героиням “Помпеи”.
Когда в 1833 году он завершил работу над огромным полотном, восторгу итальянской публики и критики не было предела. После показа картины во Франции, она была отправлена в Россию и выставлена в Академии. Пушкин и Гоголь, Лермонтов и Баратынский, Жуковский и Глинка, Белинский и Герцен — все чрезвычайно высоко оценили творение Брюллова.

На родину художник возвращается 36-летним зрелым человеком. И снова пишет много портретов — писателей, артистов, знати, преподает в Академии, остерегая учеников от слепого подражания великим мастерам.

Нередко бывал Брюллов у Пушкина на Мойке, и поэт заглядывал в его мастерскую, рассматривал только что законченные работы, альбомные рисунки. Они тесно сошлись. Среди столичной публики даже ходил анекдот, что Пушкин будто стоял перед Брюлловым на коленях. А между тем — это достоверный факт. Известно, что в январе 1937 года Александр Сергеевич побывал в мастерской художника. Одна из акварелей привела Пушкина в восторг, и он попросил ее в подарок. Когда же Брюллов ответил, что работа уже продана, поэт в шутку опустился на колени, настаивая на своей просьбе. Чтобы как-то смягчить отказ, Брюллов предложил написать его портрет и назначил время первого сеанса. Увы, условленный день оказался следующим после роковой дуэли...

  К.П. Брюллов.
Нашествие Гензериха на Рим
. 1836.
Х., м. 88 х 118.
 

Путь Брюллова — художника и человека — не был гладким. Любовь к юной Эмилии Тимм обернулась трагедией. Брак длился всего два месяца... Так и не написанной осталась начатая по заказу Николая I картина “Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году”, долгие годы мучившая художника. Один из современников, художник Ф. Г. Солнцев, говорил Брюллову, что у него получился крестный ход, а не осада. То, что выходило у него, отдавало духом “православия и народности” из официозной триады Николая I, а девизом картины можно было бы счесть название драмы Н. Кукольника “Рука Всевышнего Отечество спасла”.

Ни одной исторической картины он вообще больше не написал. Самые высокие его достижения отныне будут лежать в области портрета.

  К.П. Брюллов.
Всадница. 1832.
Х., м. 291 х 206.
 

Портрет стал для Брюллова своеобразной формой человеческого общения. Он и в молодости не любил писать заказных портретов. Став знаменитым, тем более чувствовал свое право выбирать и, как правило, писал духовно близких ему людей — И. Крылова, скульптора И. Витали, писателя Н. Кукольника, писателя А. Струговщикова, серию великолепных женских портретов. 

  К.П. Брюллов.
Турчанка. 1837–1839.
Х., м. 66 х 80.
 

Его совсем не привлекала официальная торжественность и значительность. В этом, видимо, кроется причина того, что Брюллов не только не стал придворным портретистом, но и всеми возможными, а иногда и рискованными средствами уходил от этой роли. Смелость, с какой он избежал необходимости писать самого императора, запомнилась многим современникам. Брюллов воспользовался опозданием Николая к нему в мастерскую: “взял шляпу и ушел со двора, приказав сказать государю, если он приедет: “Карл Павлович ожидал ваше величество, но, зная, что вы никогда не опаздываете, заключил, что вас что-нибудь задержало и что вы отложили сеанс до другого времени”. 20 минут спустя после назначенного времени государь пришел в мастерскую Брюллова в сопровождении конференц-секретаря Академии художеств Григоровича В. И. , изумился, что не застал Брюллова дома и, выслушав от ученика художника — Горецкого Ф. А. объяснение дела, сказал Григоровичу: “Какой нетерпеливый мужчина!” После этого, разумеется, о портрете никогда не было больше разговоров”.

  К.П. Брюллов.
Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника. 1836.
Х., м. 117 х 82.
 

В октябре 1847 года, простудившись в Исаакиевском соборе, где занимался росписями, Брюллов слег на долгих семь месяцев. Едва оправившись от болезни, художник начинает хлопотать о выезде за границу на лечение. В апреле 1849 года он навсегда покидает Россию.

  К.П. Брюллов.
Портрет скульптора Ивана Петровича Витали. 1836–1837.
Х., м. 94 х 76.
 

В последние два года жизни творчество Брюллова переживает новый взлет. Замыслов у него великое множество. Он пишет весьма интересную композицию “Процессия слепых в Барселоне”, задумывает грандиозное полотно “Всепоглощающее время”. Снова, как в молодости, бродит по улицам с альбомом. Но сил уже было мало... Умер Карл Брюллов неподалеку от Рима. Многочисленные почитатели покойного на руках пронесли гроб с его телом до кладбища Монте Тестаччо.

 

Выставка открыта до 23 ноября.

Марина Ошерова  

На первую страницу Верх

Copyright © 1999   ЭРФОЛЬГ-АСТ
e-mailinfo@erfolg.ru