На первую страницуВнизend1.jpg (435 bytes)


Библиотека Просперо
или
прочтение стихий и зарожденье мифов
(проект представляется в год 444 со дня рождения Уильяма Шекспира)


23 - 30 апреля 2007
Москва, Музей
«Зверевский центр современного искусства»
Вернисаж состоится в день рождения и смерти поэта 23 апреля в 18-00
По адресу: ул. Новорязанская, д. 29, стр. 4, ст. м. «Бауманская»
Телефон: (095) 265-61-66, 256-12-10

4 - 20 мая 2007
Тула, галерея «Ясная Поляна»
Открытие состоится 4 мая в 17-30,
по адресу: Тула, ул. Октябрьская, 12,
(тел. 8-4872-47-35-80)

 

М. Погарский, Гюнель Юран (Красногорск).
Фрагмент видео-инсталляции «Стихия Огня».


Организатор:
дизайн-студия «Треугольное колесо», куратор Михаил Погарский
www.trinwheel.com, 143403, Красногорск-3, а/я-8, т. +7(495) 509-31-31, mikhail@pogarsky.ru
при участии издательства “ALCOOL”, куратор Андрей Суздалев
alkool@yandex.ru

Куратор Итальянского крыла – Эвелина Шац, eve@evelinaschatz.com

Куратор Английского крыла – Джиллиан Мак-Айвер, mail@luna-nera.com

Участники:
Фауста Скуатрити (Милан), Мави Феррандаб (Милан), Анна Гийо (Сицилия), Эвелина Шац (Милан), Стефано Содду (Милан), Джо Коэн (Лондон), Дженни Брокмэн (Берлин), Игл Оддо (Хельсинки), Дарио Кавара (Осло), Эммануэль Родо (Берлин), Джон Фаусет (Лондон), Мишель Каспразак (Эдинбург), Назир Танбоули (Ноттингем), Има Пико (Валенсия/Манчестер), Мило Тейлор (Лондон), Бруно Нивер (Париж/Москва), Андрей Суздалев, Николай Селиванов, Татьяна Селиванова, Виктор Гоппе, Владимир Смоляр, Альберт Камалиев, Сергей Генералов (Москва), Михаил Карасик (Санкт-Петербург), Гюнель Юран и Михаил Погарский (Красногорск), Евгений Стрелков (Н.Новгород), Александр Данилов (Челябинск), Александр Свирский (Ставрополь), Алексей Мальцев (Краснодар),  Александр Стройло (Псков), Игорь Сорокин (Саратов) и др.

Реализация:
Центральную часть проекта занимают работы, сделанные в жанре «Книга художника» и сопредельных с ним жанрах видео-арта и литературного перформанса. В рамках проекта будут представлены следующие работы: Михаил Погарский и Гюнель Юран (при участии Сергея Генералова): «Песни стихий», «Сто стихов – Сто стихий», книги, сделанные на стыке визуальной поэзии, включающей видео-перформансы. Михаил Карасик (при участии Сержа Плантюро (Париж): «Книга стихий» ( 20 стр., в обложке и в футляре, автолитографии). Николай Селиванов, Татьяна Селиванова «НЕ книги или книги стихий» (видео-перформансы и фотоинсталяции, посвящённые существованию книги после её смерти). Владимир Смоляр «Стихия тела и Тела стихий» (книга сделана на основе серии боди-арт перформансов). Бруно Нивер «В поисках безумного ветра» (инсталляция, представляющая собой небольшой затемнённый павильон, в котором представлен видеофильм о ветре поэтического творчества и стихокартины из этого фильма, написанные флуоресцентной краской). Эвелина Шац «Гамлет на балконе» (спектакль-перформанс, дающий современную трактовку образа Гамлета). Евгений Стрелков, Игорь Сорокин «Записки острова Локрум» (книга построена на приёме фотоколлажа, где фотографии испещрённого царапинами человеческого тела объединяются с видами Дубровника, острова Локрума и стихией моря). Альберт Камалиев (при участии Михаила Погарского) «Стихия музыки» (музыкальный объект-метафора, арт-притча о рождении музыки, четыре динамические инсталляции). Алексей Мальцев «Путеводитель по Парижу» (псевдопутеводитель, хранящийся в библиотеке Просперо, который никогда не видел Эйфелевой башни) и др.
 

КОНЦЕПЦИЯ

К тому же, зная как я дорожу
Своими книгами, он мне позволил
С собою захватить те фолианты,
Что я превыше герцогства ценю.
(Уильям Шекспир. Буря)

Мы живём в эпоху, когда мифологизация сознания достигает поистине эпических масштабов. С одной стороны, это PR-компании, рекламные технологии и масс-медиа пропаганда, а с другой стороны, это практически бесконтрольный корпус сетевой культуры с бесчисленными явными и неявными мистификациями, реалити-играми и провокациями. Мы живём в эпоху, когда отличить вымысел от реальности становится порой практически невозможно! И тогда, если уж вымысел всё плотнее и плотнее вытесняет реальность, то встаёт вопрос о качестве вымысла, о его этических и эстетических достоинствах.

В этом контексте фигура Уильяма Шекспира приобретает, на наш взгляд, особое значение. Это, наверное, одна из самых ранних и, безусловно, самых блестящих литературных мистификаций (или псевдомистификаций), занимавшая умы ценителей и исследователей уже более четырёх веков.

Различные учёные и искусствоведы приписывали авторство знаменитой драматурги и поэзии: Марии Стюарт, Фрэнсису Бэкону, чете Рэдклиф и многим другим современникам великой мифологемы.

Единственное, в чём солидарны все серьёзные шекспироведы, – что подставленный мистификаторами на роль автора актёр театра «Глобус» Уильям Шакспер, едва владевший грамотой и оставивший после себя 6 (шесть!) автографов (в основном на долговых расписках), при всём желании не мог создать литературное наследие с активным словарём более 25 000 слов, блестяще знать французский, итальянский, латынь и греческий, разбираться во всех тонкостях дворцового этикета, свободно ориентироваться в истории, юриспруденции, музыке и естественных науках.

Оставляя разрешение «шекспировского вопроса» литературоведам и историкам мы предлагаем обратиться к Шекспиру как отправной точке проекта. Причём, в данном случае безразлично, был Шекспир мифичен или реален, ведь если мистификации и не было 4 века назад, то сама собой возникла обратная мистификация о мистификации, которая не менее впечатляюща.

Второй отправной точкой проекта стал фильм Питера Гринуэя «Книги Просперо», который по мотивам шекспировской Бури создаёт образ своеобразной универсальной библиотеки, охватывающей весь мир в пространстве и времени.

Мы предложили художникам, поэтам, режиссёрам, аниматорам и музыкантам включиться в работу по созданию подобной библиотеки в реальности. Отталкиваясь от Шекспира или, наоборот, приближаясь к нему, мы попытались создать микромир, включающий в себя книги, перформансы, видеофильмы, анимационные фильмы и другие произведения искусства. Мы предложили не просто дать современную трактовку работ Шекспира, но сыграть своего рода «джазовую импровизацию» по мотивам его творчества.

В результате годовой подготовки, получилось, что Шекспир остался в проекте лишь своеобразным эпиграфом, историческим камертоном, точкой отсчёта. Взяв из его огромного наследия небольшой эпизод, касающийся книг чародея Просперо, мы попытались придать этим книгам черты реальности, создавая своеобразный миф об этих книгах. Тему и развитие каждой книги ограничивало лишь наше сознание. Благодаря работе художников из разных городов и стран, в Библиотеке Просперо появились книги: Воды, Земли, Огня, Воздуха, Вина, Снега, Сознания, Космоса и т.д., и т.п.

Разумеется, появились и прямые обращения к творчеству Шекспира, поскольку Просперо, будучи современником Шекспира, наверняка хранил в своей библиотеке и его книги.
 

Николай Селиванов, Татьяна Селиванова (Москва).
«Книга воды».


Подробности и новости: www.pogarsky.ru

 

На первую страницу Верх

end1.jpg (435 bytes)

Copyright © 2007   ЭРФОЛЬГ-АСТ
e-mailinfo@erfolg.ru