На первую страницуВниз

Галерея  “На Ленивке”
Москва, ул. Ленивка, 6/7, подъезд 2, этаж 3, м. «Кропоткинская»,
ежедневно
с 11.00 до 19.00, кроме воскресенья, 
вход свободный.
Т.  291-11-60
.  

 «ГДЕ ЭТА БАРЫШНЯ…»

В старом доме напротив Пушкинского музея, что на Волхонке, немногим более года назад открылась новая художественная галерея «На Ленивке», и уже успела порадовать москвичей интересными выставками.
     Небольшие, уютные залы, мягкое освещение, изящная, антикварная мебель — на ней может удобно расположиться посетитель… Непринужденная, даже домашняя атмосфера как нельзя более способствует неторопливому созерцанию картин и размышлениям об искусстве. Здесь, в окружении работ мастеров живописи, словно вырвавшись из бешеного потока повседневной напряженной жизни, чувствуешь себя расслабленно и умиротворенно. Звучит негромкая музыка, и ты оказываешься в пленительном мире красоты и гармонии.
     Галерея тщательно подбирает экспонаты своей коллекции, большую часть которой составляют талантливые работы российских художников — редкие и малоизвестные широкой публике. Темы выставок интересны и разнообразны, развеска и освещение картин хорошо продуманы. Результатом столь кропотливой работы стали прекрасные экспозиции.
     Первая из них была посвящена творчеству одного из столпов отечественной книжной графики Алексея Кравченко, большая часть представленных на выставке работ — живопись и станковая графика.

  А. И. Кравченко
Провинция, 1920-21

х., м., 42,5 х 77

     На второй выставке — «Дети в стране книг» — портреты детей, книжная графика и книги первой половины 20 века. Детская книга — особая страница в творчестве художника-иллюстратора. Ему представляется уникальная возможность открыть ребенку мир, увиденный своими глазами. И именно от него будет зависеть, захочет ли малыш взглянуть на этот мир еще раз или отвернется, потеряв чудесную частичку жизни только потому, что иллюстратор не почувствовал мировосприятие ребенка.

Н. В. Синезубов
 Дом, 1910-е
 х., м., 52,5 x 70

 

     С апреля до середины мая 2006 года в галерее работала выставка «Где эта улица, где этот дом?», которая плавно и естественно перешла в другую, открытую до 15 июля, — «Где эта барышня, что я влюблен?»
     Вообще, природа появления какой-либо идеи в большинстве случаев загадочна. Далеко не всегда человек может сказать, что именно это — услышанное или увиденное — натолкнуло его на замысел нового проекта. Так и на этот раз: устроители выставки уже не помнят, каким образом появилась идея первой экспозиции. Но совершенно уверены, что замысел второй был предопределен названием первой. И действительно, разве не выглядело бы странным, если бы мы, найдя каждый сам для себя на этой выставке свою улицу и свой дом, не попытались бы найти барышню?
     Достоверно известно одно: хозяйку галереи увлекла тема городского пейзажа в работах живописцев и графиков 20 века. Но хотелось, чтобы название выставки звучало не так официально. Как дальше разворачивались события, организаторы вспоминать не берутся: слишком напряженным и насыщенным был период подготовки. Основой обеих экспозиций стали работы из собрания галереи. Кроме того, были привлечены с десяток московских галерей и владельцы частных коллекций, которые дополнили их великолепной живописью и графикой. В итоге — выставлено более 80 работ, а названием послужили слова известной песни.

  В. В. Фаворская 
 Дубровицы. Дом, 1924

х.м., 69 х 89 

     Жанр городского пейзажа возник в русском искусстве в конце 18 века. Передвижники, правда, не считали городской пейзаж столь значительным, чтобы обращаться к нему как к самостоятельному жанру, и в своих работах отводили ему роль фона. В конце 19 — начале 20 века Василий Суриков и Аполлинарий Васнецов создали направление московской живописи. Картины Сурикова переносили зрителя в суровые допетровские времена. Васнецов прославился как художник, воссоздавший облик старой Москвы. Он подробно выписывал архитектуру, детали московского быта, и современники говорили, что по его картинам можно изучать историю города. Яркие, жизнерадостные работы Андрея Рябушкина, который много писал Москву, воспевали красоту народного костюма, самобытность московской жизни.

     Мирискусники обращались к образу Петербурга времен Елизаветы и Екатерины. На их полотнах город предстает строгим и торжественным, но в то же время глубоко лиричным.

  К. А. Коровин 
Пейзаж, 1910 

х., м., 21,7 x 27,2

     Художники, чьи работы вошли в экспозицию галереи, изображали не только городские, но и деревенские пейзажи. Улицы и бульвары, покосившиеся избы и старинные особняки, дачи, парки, мосты — во всем живописцы и графики находили особое очарование.

М. К. Соколов
Мост  мечты, 1920-е
 х., м., 19,5 x 26

 

     Наверное, у каждого из нас где-то есть свой город, город мечты — сбывшейся, или еще не воплотившейся в жизнь, но в этом городе нам тепло, радостно и спокойно. Здесь нас ждут любимые нами люди, здесь знакомы все трещинки на выбеленном солнцем асфальте, или изгиб тенистой аллеи, блики утреннего солнца в пышной зелени под окном, силуэты зданий на горизонте... Кому-то посчастливилось родиться в своем городе, кто-то нашел его в годы странствий, кого-то еще только ждет встреча с ним. И выставка на Ленивке — путешествие по городам, открытым художниками для себя.

 

Е. Е. Лансере 
Женская фигура, 1940
б., сангина, 48,5 х 30.

     Акварели, карандашные рисунки, работы маслом и в смешанной технике в большинстве своем выставлялись впервые. Немало было редкостей: карандашные наброски А. Куприна, «Пейзаж» К. Коровина и акварель В. Серова «Крым», живопись В. Фаворской, А. Кравченко, А. Остроумовой-Лебедевой, Р. Фалька. Интересны графические работы А. Лентулова и А. Софроновой, живопись ленинградских художников группы «Круг».
     В необычном городе, появившемся на Ленивке, жили мужчины и женщины, дети, собаки, птицы, мечта и любовь. Но «Где эта барышня, что я влюблен?..» Она тоже есть среди них: изящная «Виолончелистка» (В. Шлепнев) и загадочная «Женская фигура» Е. Лансере — полуобернулась, следит взглядом за легким движением своей руки; «Обнаженная» (А. Софронова и М. Соколов), что задумчиво всматривается вдаль, лицо в тени, грустна, спокойна; уставшая молодая женщина, склонившаяся над книгой («Портрет жены за книгой», В. Чернецов).

В. В. Фаворская
Терраса, 1950-е
х.м., 62х84 

 

 
 
  А. В. Куприн
Обнаженная 
в зеленом платке, 1920-е ?

  х., м., 71 х 122

     Портреты, ню, жанровые сцены. И, как прежде, среди 87 работ большая часть — из собрания галереи. Отбирая экспонаты для этой выставки, автор проекта Е. Воронина и куратор выставок Наталья Реброва не оставляли попыток представить в залах галереи работы тех же художников, чьи картины экспонировались на выставке предыдущей. Эта привлекательная идея нашла воплощение в реальности: удалось выставить такие замечательные работы, как «Портрет Н. Комаровской» К. Коровина — приветливо улыбается жизнерадостная женщина, чьи выразительные черты подчеркивает темный фон; «Поцелуй» А. Кравченко — влюбленные встретились в сумерки, и так нежен и трепетен их поцелуй; «Обнаженную в зеленом платке» А. Куприна, напоминающую своей ленивой грацией пантеру, «Женский портрет» А. Софроновой, пронизанную солнцем «Террасу» В. Фаворской, «На пляже» П. Митурича.

А. Ф. Софронова, М. К. Соколов
Обнаженная, 1920-21
х., м., 176 х 80 

 
 
  Р. Р. Фальк
Городской пейзаж

 х., м., 54,4 x 64

     Есть в галерее и редкие работы — Н. Карахана «Летят самолеты», Н. Чернышева, серия эротических рисунков И. Ефимова. Представлены работы Б. Кустодиева, Т. Мавриной-Лебедевой, С. Герасимова, Н. Тырсы.
     Я знаю, что в моем городе, открытом на Ленивке, есть «Дом» Н. Синезубова, заснеженный «Скатерный переулок» А. Окса, «Мост мечты» М. Соколова, яркие «Крыши ВХУТЕМАСа» П. Львова. А когда я брожу по улицам этого города, то мечтаю о белом доме в «Дубровицах» В. Фаворской среди пышной зелени тенистого, прохладного парка. А живут в моем городе барышни — радостные и безмятежные, улыбающиеся и печальные, задумчивые и мечтающие. Барышни 20 века, в которых обязательно кто-то нежно и страстно влюблен.

Екатерина Гоголева  

 
На первую страницу Верх

Copyright © 2006   ЭРФОЛЬГ-АСТ
e-mailinfo@erfolg.ru