На вопросы нашего корреспондента отвечает поэтесса Наталья Богатова, автор трех поэтических книг, член Союза писателей Москвы. Из-под ее пера выходили рассказы, среди которых “Знание русских русалок”, “Сенька-поп”, “Явление святого Валентина”, “Квадратура шара”, “Прекрасны камни Таганрога”, а также пьеса “Не скучай, моя птичка!”. Публиковались также статьи и поэтические переводы с английского. Вопрос: Как ты относишься к успеху? Н.Б.: Как к цветам и подаркам, а вовсе не как к советам и подагре. Выбор один из одного. А по сути, успех — значит, кто-то где-то успел, не опоздал, наш пострел везде поспел, и все это признали. Это и будет признание. Но слово “успех” покрыто еще и драгоценной, подтверждающей его подлинность, патиной чего-то иррационального: могли многие, а сделал-то — он. Иногда говорят: “заслуженный успех”, а иногда просто — “успех”. Когда успех “заслуженный”, представляется мохноногая лошадка, втащившая наконец свой воз хвороста в гору, где ее в результате и покормили — полезно, но неинтересно. Прекрасен успех “незаслуженный”, или не явно заслуженный — легкий волшебный дождик среди чистого неба на одного среди плотной толпы достойных того же золотого дождя. Вот тогда этот успех настоящий, поцелуй Бога. Мне трудно ответить на вопрос самой себе — жажду ли того, что называют успехом. Даже хитроумный Парис не вынес успеха. У женщин. Три дамы, прекрасные во всех отношениях, явились к нему на нежный суд, к мужчине, имеющему успех. Он обязан был выбрать самую-самую, и он выбрал как настоящий художник — самую “бесполезную”, богиню любви Афродиту, и ничего хорошего из этого не получилось. Имей Парис поменьше успеха, Троя, может, стояла бы до сих пор. Успешный человек высвечивается вниманием окружающих, и это стесняет его свободу. Но люди, тем более творческие, стремятся к успеху, ну, скажем, не как бабочки к огню, но как неведение к пороку, как мусульманин к пророку, по одной простой причине. Успех — значит, тебя поняли и оценили. А этого хочется каждому. Сознательно не рассматриваю равенство: деньги — успех, здесь все понятно без слов. Вопрос: Твоя основная тема творчества, тема, не дающая покоя? Н.Б.: Не дает покоя как раз отсутствие темы, застой. Чем меньше пишешь, тем ближе слабость и духовное разложение. А самая любимая тема и двигатель любого моего вымысла — “как это было на самом деле”, в любовном ли чувствовании или в сумасшествии на мясокомбинате, по действию пьесы “Не скучай, моя птичка!”. Речь идет не о правдоискательстве, а о выявлении механизмов происходящего, о моделировании ситуации, более реальной, чем “сама жизнь”. С одноименным названием — “Как это было на самом деле” — выходит сейчас в издательстве “ACADEMIA” моя книга сказок. Сказки, надеюсь, хорошие и интересные, но дело в том, что это название может быть отнесено и к моей пьесе, и к стихам, и к рассказам. Действительно, всегда интересовало — а как “по правде”, почему и зачем? А как будет, если?.. Может, поэтому поддерживаю любую человеческую игру, даже и заигрываюсь иногда не по-хорошему, когда другие давно забавляться перестали. Но в игре тоже все может быть по правде, равно как и напротив: в серьезе — масса парадоксов. Кстати, мама с младых моих ногтей раскусила эту привычку пародировать действительность, лишь чуть-чуть видоизменяя ее. И мне, еще тогда школьнице, присвоила театральное амплуа комической старухи. Увы, шучу с серьезным выражением лица, и за это мне всегда доставалось от чужих что угодно, только не взаимопонимание. И еще мама обзывалась: грустный клоун. За роскошь и свободу иметь на лице то выражение, которое нравится мне самой. Слава Богу, до сих пор имею такую возможность. А самой мне нравится, когда что-нибудь нравится, а не наоборот. Например, успех. Вопрос: Руководствуешься ли ты в своей работе определенным творческим методом? Н.Б.: Отсюда напрямую проистекает и творческий метод, если его обнаружат в моих писаниях литературоведы. Откуда — “отсюда”? Из жажды жизни. Этот метод — эклектика. Смешение стилей и жанров для определенной надобности. И, кажется, эта позиция выталщивается за рамки литературы — что-то такое и про одежду мою говорят, манеру одеваться, и про оформление интерьера дома. Эклектика — спорт смелых. А всерьез — по-моему, борьба за чистоту жанра обречена на вымирание. Нет в жизни резких границ даже между водой и сушей, — а есть следы прибоя на влажном песке... Язык обновляется, появляются новые слова, так называемые окказионализмы. Все застывшее — разрушается, все движущееся — переходит границы и зачеркивает поставленные четкие условия. К тому же “сведение несоединимого воедино” рождает новое, высекает искру, а что из искры получится — мы давно уже знаем, не маленькие, — возгорится. Вопрос: Как в твоем понимании связаны любовь и успех? Н.Б.: Как связаны успех и любовь, было сказано еще в старой сказке про Дюймовочку: ты мне нравишься, но у тебя только четыре лапки, а усиков и вообще нет, да и другим жукам ты не нравишься. Значит, пошла вон. Успех — сильнейший магнит. И все железячки к нему липнут со страшной силой — и любовь, и творчество, и даже здоровье. Красив успешный человек, сияет, хоть ты что хошь делай. Идет ему энергетическая подпитка восхищения окружающих, стоит он этаким горшечным цветком на южном окне и все листики выпускает. А попробуй-ка поторчать у северного стекла или совсем в тени. Глубочайшее уважение испытываю к тем, кто умудряется цвести в тени, почти без воздуха, почти без воды. Их люблю. Им горю желанием помочь. Ими восхищаюсь. Впрочем, если кто-то замечательный имеет успех — тем лучше, это приятно и вообще здорово. А сама — хочу на солнце, хочу тепла, лета, неба голубого пронзительного, гладких камешков, обжигающих босую ступню, взаимопонимания с полуслова. Прощения, а не прощания. Хочу, в конце концов, солнца, зажженного мною. Хочу успеть — успеть получить если уж не “Нобеля”, то хотя бы — “Антинобеля”, по номинации, скажем, “холодная страстность в литературе” или, скажем, “Северная Кармен, не желающая в президенты”. Вот так.
|
|||||
|