От редакции.
Владимир Москалик –
лауреат литературного конкурса Интернет-журнала «Эрфольг»
2009 г. В его новых стихах, как и в прежних, нашли свое отражение проблемы и
реалии нашего непростого времени. По поводу публикации подборки стихов в разделе «Поэзия»
рубрики «Читальный зал»
мнения разделились. Тем не менее, мы совершенно уверены в том, что боль,
открытость, исповедальность в них – неподдельны. Именно поэтому решили
опубликовать их в рубрике «Эпи-центр». А что это – высокая поэзия или проза
жизни – судите сами.
Владимир Москалик
«Синяя птица»
Сарайная лирика
* * *
Бегает сын годовалый по дому, дочка стирает, жена у плиты… Может, я сделан совсем по-другому – разные схемы, детали, винты.
Тяжко сознанье несходства конструкций, как-то не так наш союз сопряжён… Видно, с того, что никак не притрутся, люди мужей покидают и жён.
Что же они прозревают так поздно, выбор неверный вершат почему?.. Вынужден я исполнять виртуозно Роль, что отвратна себе самому.
Кто навязал эту маску мне, право, – маску, что подлинней стала, чем я? Стала, увы, мне по вкусу отрава
этого в тягость для всех жития.
Мучает сердце моё укоризна, чувство вины нестерпимо свербит… Ах, как приятна по прошлому тризна с мерзким взаимозачётом обид.
Как замечателен пепел былого – необратимый, весёлый, как пух…
Волком бы выть, что не вспыхнет он снова, да не могу – сам, как пепел, потух.
Душу ли, что ли, рвануть, как рубаху, – с горечи лютой, что весь не при чём, голову, что ли, от счастья – на плаху, что не расстанусь никак с палачом.
«Синяя птица» Сарайная лирика
Свалено прошлое грудой в сарае, словно за верность его покарали, скорбным скопленьем любимейших чад трупы вещей несуразно торчат.
Есть ли душа у вещей, или нечто, что существует с кончиной их вечно? Есть ли душа у плаща на гвозде, или моя поселилась везде?
Сколько её в той разбитой гитаре? В той, над которою звуки витали, стопке пластинок в картонной коробке?.. Стопка отдельная есть в этой стопке,
словно с живою водою криница – ВИА по имени «Синяя птица». От многолетней нещадной крутёжки стёрлись вконец звуковые дорожки,
сердце от скрежета рвётся на части, но и за скрежетом – память о счастье, но и на плеши шершавой винила
память о прошлом себя сохранила.
Нет никого лучше старого друга, нету лекарства целебнее звука, взявшего сердце однажды в полон, диск завертелся – сплюнь кардарон.
Вот чем талант и бездарность разнятся – первый с колен помогает подняться, жилы пронзая живительным током, ну а бездарность, как евнух с наскоком…
Боже, как время безжалостно мчится! Эхом доносится «Синяя птица» из-за кордона минувших времён, из-под иных музыкальных знамён –
эхом эпохи, что канула в Лету… Вновь возвращаюсь в эпоху я эту –
в свой именной ностальгический рай, – дверь открывая в заветный сарай.
Течение
Виктору Дюнину
В чём тайный смысл всеобщего теченья, где каждый призван плыть в своём челне к итоговой черте предназначенья, задачу сознавая не вполне?
Куда нас всех препровождает русло вселенской нескончаемой реки?..
Нет лоции, но есть фарватер чувства, порой идущий руслу вопреки,
и – подозренье смутное, что кроме реальности земной есть нечто вне... В ДК «Маяк», в служебном коридоре, едва ль случайно встретился ты мне.
Ты помнишь, как излиться мы спешили среди афиш в каморке-мастерской, переходя от философской шири к надбитому стакану с «бормотой»?
Вино в крови поэзии – от сути, оно не удовольствие, а боль, и пусть непробиваемые судьи, как в рану, тычут пальцем в алкоголь,
мы им назло блюли высокий градус, как статус поэтический велит, и пили с наслажденьем эту гадость за всё, что так созвучно в нас болит.
И – словно вместе плыли по теченью, соединив судёнышки судьбы, – хотя б на миг, исполненный значенья возвышенной словесной ворожбы,
миг, данный нам друг в друга разрядиться, как тучи разряжаются в дожди... О, радость, что душа не ягодица – она функционирует в груди!
И в ней Творец такого наворочал во исполненье замыслов благих, что мы всю жизнь самих себя морочим и вдохновенно мучаем других.
И так идёт, должно быть, по цепочке – от нас восходит снова к небесам, и в этой бесконечной заморочке, быть может, Бог разрядки ищет сам...
В «художке», где надолго мы пропали, забыв, что жизнь вовсю кипит вовне, так счастливы мы были, что совпали, и я при этом счастлив был вдвойне.
Шёл за стеной концерт Пономаренко, звучали песни на твои стихи, и сердце билось об грудную клетку – пробьюсь и я, какие пустяки!..
Да, мы с тобой не слабо оттянулись – взахлёб лились поэзия, вино… И пусть мы в этой жизни разминулись, мы вписаны в течение одно,
в течение, что всеми нами правит, куда-то с неизбежностью стремя; а жизнь уже по той причине праздник, что все, по ней плывущие – родня.
Пускай поврозь в челнах своих несёмся, пусть кажется, что нас разъяла высь – я верю: мы ещё пересечёмся, вернее, мы уже пересеклись.
Бессрочное не требует повторов, оно – как это небо, твердь, вода... Воспел твоё течение Антонов, а я лишь подпеваю иногда.
Учителка
В переулке домик маленький, свет в окошке жёлтый, матовый, там, за шторкою короткою, на столе тетрадки стопкою. А над этими тетрадками, в них нацелив мушку-нос, голова склонилась с прядками серых жиденьких волос. Это новая учителка из не наших палестин,
наша новая мучителка, для которой я кретин. Как беда нависла лютая – и не только надо мной – эта мымра долбанутая, с губ полоской жестяной. Плачь, система пятибалльная! –
буквоедка ненормальная низвела твои возможности до трагической ничтожности. Стал весь класс тупее валенка на уроках у неё…
В переулке домик махонький, развалюшка, не жильё. Двадцать лет как в воду канули. У хозяйки за столом мы сидим, звеним стаканами с головой в хмелю, в былом. Мы ведём себя как равные с ней, бедою школьных лет; чёрным хлебом, сыром плавленым сервирован наш банкет. Что-то нас с дружком Матюхою,
словно памяти назло, повидаться со старухою в её келью занесло. И – в награду ль, что нагрянули –
мы за скудным тем столом на неё невольно глянули по иному, чем в былом. И всё больше в новом качестве, света мудрости полна,
нам в застольном том приятельстве ближе делалась она. Тем, что, не винясь за прошлое, походившее на бой, не старалась стать хорошею, оставалась быть собой. И казалось чуть не карой нам брякнуть нечто, ё-моё, против правил Бархударова, против принципов её. Слава богу, вроде, справились, вроде, мучались не зря, ведь далась нам правил правильность только ей благодаря.
Экскремальное соло
Левый берег в коросте сортиров, правый – в пышном убранстве хламья... Грудь исполнена ядом сатиры – люди свиньи, и речка свинья!
Восторгает размах кретинизма, умиляет дикарский порыв – вот, природа, за всё тебе клизма, получай, свой венец сотворив!
Так-то властвует он над тобою – не иначе, с большого ума тычет в небо вонючей трубою, разливает потоки дерьма.
Лижет берег зелёная пена, и, глотая хмельную слюну, рыбачок отправляет степенно экскременты в речную волну.
Ах ты боже, как всё благородно: бросишь толу – глядь, рыбка всплывёт!.. Как халявный продмаг для народу нам природа жратву выдаёт.
- Эй, родная, даёшь отоварку!.. Лезь, братва, в закрома – задарма! Вырвал ёлку, а выбросил палку, вынул рыбку, а сунул дерьма.
А чего? – всё опять возродится, сам собой сохранится баланс... Так и тянет, порой, утопиться от великой печали за нас.
Что ж мы делаем, сукины дети? Ведь за эту жратву и рубли мы уже истерзали до смерти материнское тело земли.
Мы изрыли его, искромсали, вскрыли вены – и кровь на торги, и, выходит, не кто-то, а сами мы и есть для природы враги.
Но, согласно закону возврата, а не воле стяжающих масс, наше зло рикошетит стократно, и самих ликвидирует нас.
Мы поставлены им же на счётчик, и оно намотает ещё на бесславный могильный веночек – нам, убийцам себя самоё!
Нам, живущим мошной и желудком, одуревшим в пылу мотовства, нам, крушащим в безумии жутком, корни собственного естества!
И уже на трагической грани грозовых апокалипсных дней всё ещё загребущие длани простираем мы к жертве своей!
|