Татьяна МАРТЮШЕВА
НЕУЯЗВИМЫЙ КЛОУН ПЛЮХ
В детстве, в эту благословенную пору жизни, когда мечты легко сменяют друг друга и все до одной кажутся исполнимыми, наверное, половина мальчиков (и даже некоторые девочки) мечтают стать клоунами. Но, — к счастью, — ими так и не становятся... (Иначе что бы мы делали с таким количеством клоунов?) Эту маску надевают единицы. Юрий Кудинов (он же — Юрий Юркин, он же — клоун Плюх) — из их числа. Один из лучших московских профессионалов “игровой” клоунады вырос из детской мечты. Мечта эта вначале была достаточно неосознанной — о музыке, о сцене, о чем-то блестящем и веселом... Но когда душа на ощупь выходит на свою единственно правильную дорогу, дальше ее увлекает и поддерживает “Нечто”, и тогда все в жизни выстраивается в логическую цепочку со счастливым финалом. Юра Кудинов часто вспоминает слова героя О’Генри: “Главное — не дороги, которые мы выбираем, а то, что сидит в нас...” У будущего клоуна Плюха все было именно так. Яркие штрихи в этом его движении — уроки по классу виолончели, фильмы с любимыми комиками, коллекционирование анекдотов, вокально-инструментальный ансамбль, институт культуры, первая и все остальные комик-группы, а еще — собственные песни... В результате, нам на радость, получился замечательный клоун — любимец московской ребятни, предводитель всех шалунов и шалуний, Генеральный Генерал Плюх. Описывать веселую кутерьму, которая регулярно происходит во время выступлений Плюха и его напарника Секретного Секретаря Шваха (Сергея Семича) в детском клубе “Арлекино”, — занятие неблагодарное. Это надо видеть, а еще лучше — в этом упоительном веселье участвовать. Поэтому терпеливо дождемся момента, когда клоун снимет, наконец, маску, и в уютной тишине уходящего дня спросим его о больших и маленьких секретах клоунской жизни.... — Юра, наверное, клоунада требует особых актерских качеств? — Ну, с чувством юмора, я
думаю, и так все ясно. Оно необходимо. А
самое главное, на мой взгляд, клоунское
качество — умение быть “ужом на
сковородке”! Настоящего клоуна нельзя
унизить, он неуязвим. У него не должно
быть ни одного прокола. Находчивость —
абсолютная. Радостно кричишь публике: “Ребята,
вы любите цирк?” А в ответ сто
противных голосов орут что есть мочи: “Нет!!!”
Пауза. И ты в ответ: “Слава тебе,
Господи!” Вот так примерно. И это еще
самая невинная ситуация. — Выходит, клоунское искусство — занятие для мужественных людей... — У клоуна есть великое оружие — смех. Зритель — он, как женщина, которую стоит рассмешить — и она наполовину ваша. А ты делаешь это еще, и еще — и вот уже зритель совсем безоружен. И дружелюбен! — А какую публику вы любите? — Благодарную! ...А вообще-то я люблю всякую публику. С разными зрителями есть возможность использовать и разные приемы — и заготовленные репризы, и импровизацию. Какие-то ситуации я провоцирую, на какие-то реагирую мгновенно. У клоуна-игровика своя специфика: общение с детской аудиторией — очень тесное и протяженное во времени. С современными детьми работать надо по принципу клипа: с чередой ярких образов, с динамикой действия и паузами, разумными, но нескучными. — А правда, что клоуны в жизни — люди грустные и даже скучноватые? — Скорее всего, это так. Наверное, потому, что положительный запал просто необходимо в себе накапливать, чтобы потом, на публике, “выстреливать” максимально точно. Безудержный балагур в жизни — он же все расплещет, не донесет! А надо так: затаился и выстрелил! Я четко знаю, как это срабатывает — вопреки твоему настроению, усталости и всему прочему, что на тебя наваливается. Накладываешь грим — и все, глаза широко раскрываются, и ты радостно кричишь что-то публике... Ты уже совсем другой человек! — Знаю, что совсем недавно вы участвовали в каком-то грандиозном клоунском “сборище”... — В фестивале “Планета
клоунов”! Есть такой человек Александр
Фриш, велофигурист и (что для нас сейчас
главное) прекрасный организатор. Именно
ему принадлежит идея и воплощение в жизнь
этого проекта. Подобного фестиваля не
было в нашей стране давным-давно... В подмосковное
Пушкино съехались лучшие комические и
пародийные коллективы России и СНГ: “Мим
и Ричи” из Киева, питерские “Лицедеи”, “Баттерфляй”
из Нальчика, московский “Бим-Бом”.
Выступала и та, старая группа “Ариэль”. И,
конечно, отдельные клоуны — дуэтом и
соло: “Оп-па!”, “Папиж”, “Пара Перцев”,
“Коха и Компания”, “Клоу-шоу”, “Шари-вари”.
Ну а мы со Швахом были ведущими. — О вашем творческом и
супружеском союзе с поэтессой Еленой
Щепотьевой ваши друзья говорят с большой
теплотой. Личных секретов касаться не
будем, а вот что же это такое —
совместное творчество клоуна и поэта —
хотелось бы все же узнать... Юра: Большую часть того, что я сейчас зарабатываю, я пускаю на развитие творчества — моего и Лениного: на издание книг, аранжировку песен, производство клипов... Это некий налог — тут я сам себе налоговый инспектор. Лена: Все финансовые вопросы решаются так, что мне об этом думать просто не приходится... Юра — первый слушатель и редактор всех моих стихов. Зачастую он помогает мне выбрать самое точное слово, и я очень доверяю его чутью. Собственно, наш союз был изначально творческим, а потом уж превратился и в супружеский. Мы сочиняли песню (Юра –музыку, а я — слова) даже во время медового месяца. Юра: Вы ее, наверное, слышали — “Забытая сказка” в исполнении Юлиана. Продолжаем создавать все новые и новые песни, ведь мы со Швахом — поющие клоуны. На это не жалко ни денег, ни сил, ни времени. Дело-то благое — мы поем и играем для детей. Лена: Просто Юра очень и очень добрый. Ведь он — настоящий клоун.
Мы уже почти прощались, когда Юра вдруг оживился и сказал: “А знаете, меня, без всяких шуток, можно внести в Книгу рекордов Гиннеса! Как клоуна, поздравившего с днем рождения наибольшее количество детей... И я очень горжусь тем, что кто-то из ребятишек однажды сказал: “Задуть свечки на именинном тортике без Плюха и Шваха — это все равно, что зажечь на елке огоньки без Деда Мороза”.
|
||||||||||||||||
|