На первую страницуВниз
Татьяна Мартюшева  
 

Татьяна МАРТЮШЕВА

 

              НЕУЯЗВИМЫЙ  КЛОУН  ПЛЮХ

 

 

В детстве, в эту благословенную пору жизни, когда мечты легко сменяют друг друга и все до одной кажутся исполнимыми, наверное, половина мальчиков (и даже некоторые девочки) мечтают стать клоунами. Но, — к счастью, — ими так и не становятся... (Иначе что бы мы делали с таким количеством клоунов?)

Эту маску надевают единицы. Юрий Кудинов (он же — Юрий Юркин, он же — клоун Плюх) — из их числа. Один из лучших московских профессионалов “игровой” клоунады вырос из детской мечты. Мечта эта вначале была достаточно неосознанной — о музыке, о сцене, о чем-то блестящем и веселом... Но когда душа на ощупь выходит на свою единственно правильную дорогу, дальше ее увлекает и поддерживает “Нечто”, и тогда все в жизни выстраивается в логическую цепочку со счастливым финалом. Юра Кудинов часто вспоминает слова героя О’Генри: “Главное — не дороги, которые мы выбираем, а то, что сидит в нас...”

Клоун Плюх  
 

У будущего клоуна Плюха все было именно так. Яркие штрихи в этом его движении — уроки по классу виолончели, фильмы с любимыми комиками, коллекционирование анекдотов, вокально-инструментальный ансамбль, институт культуры, первая и все остальные комик-группы, а еще — собственные песни... В результате, нам на радость, получился замечательный клоун — любимец московской ребятни, предводитель всех шалунов и шалуний, Генеральный Генерал Плюх. Описывать веселую кутерьму, которая регулярно происходит во время выступлений Плюха и его напарника Секретного Секретаря Шваха (Сергея Семича) в детском клубе “Арлекино”, — занятие неблагодарное. Это надо видеть, а еще лучше — в этом упоительном веселье участвовать. Поэтому терпеливо дождемся момента, когда клоун снимет, наконец, маску, и в уютной тишине уходящего дня спросим его о больших и маленьких секретах клоунской жизни....

— Юра, наверное, клоунада требует особых актерских качеств?

— Ну, с чувством юмора, я думаю, и так все ясно. Оно необходимо. А самое главное, на мой взгляд, клоунское качество — умение быть “ужом на сковородке”! Настоящего клоуна нельзя унизить, он неуязвим. У него не должно быть ни одного прокола. Находчивость — абсолютная. Радостно кричишь публике: “Ребята, вы любите цирк?” А в ответ сто противных голосов орут что есть мочи: “Нет!!!” Пауза. И ты в ответ: “Слава тебе, Господи!” Вот так примерно. И это еще самая невинная ситуация.
Если ты не можешь чему-то помешать, надо это возглавить! Пропусти удар, падая, увлеки за собой толпу и у самой пропасти сумей увести их всех в сторону...

— Выходит, клоунское искусство — занятие для мужественных людей...

— У клоуна есть великое оружие — смех. Зритель — он, как женщина, которую стоит рассмешить — и она наполовину ваша. А ты делаешь это еще, и еще — и вот уже зритель совсем безоружен. И дружелюбен!

Плюх  и  Швах  
 

 А какую публику вы любите?

— Благодарную! ...А вообще-то я люблю всякую публику. С разными зрителями есть возможность использовать и разные приемы — и заготовленные репризы, и импровизацию. Какие-то ситуации я провоцирую, на какие-то реагирую мгновенно. У клоуна-игровика своя специфика: общение с детской аудиторией — очень тесное и протяженное во времени. С современными детьми работать надо по принципу клипа: с чередой ярких образов, с динамикой действия и паузами, разумными, но нескучными.

 А правда, что клоуны в жизни — люди грустные и даже скучноватые?

— Скорее всего, это так. Наверное, потому, что положительный запал просто необходимо в себе накапливать, чтобы потом, на публике, “выстреливать” максимально точно. Безудержный балагур в жизни — он же все расплещет, не донесет! А надо так: затаился и выстрелил! Я четко знаю, как это срабатывает — вопреки твоему настроению, усталости и всему прочему, что на тебя наваливается. Накладываешь грим — и все, глаза широко раскрываются, и ты радостно кричишь что-то публике... Ты уже совсем другой человек!

 Знаю, что совсем недавно вы участвовали в каком-то грандиозном клоунском “сборище”...

— В фестивале “Планета клоунов”! Есть такой человек Александр Фриш, велофигурист и (что для нас сейчас главное) прекрасный организатор. Именно ему принадлежит идея и воплощение в жизнь этого проекта. Подобного фестиваля не было в нашей стране давным-давно... В подмосковное Пушкино съехались лучшие комические и пародийные коллективы России и СНГ: “Мим и Ричи” из Киева, питерские “Лицедеи”, “Баттерфляй” из Нальчика, московский “Бим-Бом”. Выступала и та, старая группа “Ариэль”. И, конечно, отдельные клоуны — дуэтом и соло: “Оп-па!”, “Папиж”, “Пара Перцев”, “Коха и Компания”, “Клоу-шоу”, “Шари-вари”. Ну а мы со Швахом были ведущими.
Уровень практически всех номеров — высочайший, европейский. Смотрел, например, выступления ребят из “Баттерфляя” и думал, что вот это — Кавказ, который может посмеяться над собой. И что такие веселые вещи надо как можно чаще показывать людям, чтобы они, смеясь, лучше узнавали друг друга. Может быть, тогда не будет войн...
В общем, клоуны на этом фестивале, себя показали и других посмотрели. Он стал пробным шаром. А как было бы хорошо, если подобные праздники проходили, один за другим, в самых разных городах России! И в столице тоже. У Александра Фриша есть — и прекрасные, на мой взгляд, — идеи благотворительных акций с участием московских клоунов и музыкантов. Ну кто же из артистов откажется в этом участвовать?

Елена Щепотьева  и  Юрий Кудинов  
 

— О вашем творческом и супружеском союзе с поэтессой Еленой Щепотьевой ваши друзья говорят с большой теплотой. Личных секретов касаться не будем, а вот что же это такое — совместное творчество клоуна и поэта — хотелось бы все же узнать... 
(На этот вопрос Лена и Юра отвечали вместе.)

Юра: Большую часть того, что я сейчас зарабатываю, я пускаю на развитие творчества — моего и Лениного: на издание книг, аранжировку песен, производство клипов... Это некий налог — тут я сам себе налоговый инспектор.

Лена: Все финансовые вопросы решаются так, что мне об этом думать просто не приходится... Юра — первый слушатель и редактор всех моих стихов. Зачастую он помогает мне выбрать самое точное слово, и я очень доверяю его чутью. Собственно, наш союз был изначально творческим, а потом уж превратился и в супружеский. Мы сочиняли песню (Юра –музыку, а я — слова) даже во время медового месяца.

Юра: Вы ее, наверное, слышали — “Забытая сказка” в исполнении Юлиана. Продолжаем создавать все новые и новые песни, ведь мы со Швахом — поющие клоуны. На это не жалко ни денег, ни сил, ни времени. Дело-то благое — мы поем и играем для детей.

Лена: Просто Юра очень и очень добрый. Ведь он — настоящий клоун.

 

Мы уже почти прощались, когда Юра вдруг оживился и сказал: “А знаете, меня, без всяких шуток, можно внести в Книгу рекордов Гиннеса! Как клоуна, поздравившего с днем рождения наибольшее количество детей... И я очень горжусь тем, что кто-то из ребятишек однажды сказал: “Задуть свечки на именинном тортике без Плюха и Шваха — это все равно, что зажечь на елке огоньки без Деда Мороза”.

 

На первую страницу Вверх

Copyright © 1999   ЭРФОЛЬГ-АСТ
 e-mailinfo@erfolg.ru