На первую страницу Вниз
  Лариса Каневская
   

Лариса КАНЕВСКАЯ 

 

Бардовский фестиваль в Коктебеле

 

     Мне жаль людей, валяющихся целыми днями на пляже, головами и ногами упирающихся в себе подобных, без конца что-то жующих и потребляющих, и повторяющих все эти бессмысленные занятия ежегодно. По-моему, в отдыхе появляется смысл, когда:

  • есть хорошая компания,
  • интересное место,
  • возможность познать самое себя и пр.

     Коктебель — место замусоренное, и как пляжный курорт — совершенно непривлекательное. Зато — там особая аура, которую почувствовали Максимилиан Волошин, Марина Цветаева, многие художники, поэты и мыслители двадцатого века (Александр Мень, например). Там творится и дышится как-то особенно. Не зря там проводили много счастливых творческих отпусков известные советские писатели, кто-то так и ушел в вечность на Коктебельской земле.
     Осенью в Коктебеле проводятся разные фестивали. В этом году почти одновременно встретились барды, рок- и джазовые музыканты. Все это было безумно интересно, но мне хочется рассказать про Всемирный бардовский фестиваль, который проводился с 1 по 7 сентября. В нем приняли участие 300 человек из 16 стран. Можно было услышать Александра Городницкого, Алексея Иващенко, Евгения Бачурина, Владимира Васильева, Бориса Вайханского, Ксению Полтеву, Марину и Игоря Саркисовых, Юлию Зиганшину и других славных представителей авторской песни.
     Я встретилась с организатором фестиваля, Стасом Аршиновым, чтобы выяснить историю:

 
 

Концерт  памяти Цветаевой в Музее Волошина.
(Фото автора.)

     Л.К.: — Откуда возникла такая идея: Всемирный бардовский фестиваль. Почему его организатором стал именно ты?
     С.А.: — В начале 80-х гг. я принимал активное участие в бардовском движении как исполнитель песен. Это было главным увлечением моей жизни. Я до сих пор храню множество символов и грамот с тех давних слетов и фестивалей. В 1986 году я и несколько моих казанских друзей решили организовать лагерь под Казанью на острове, который впоследствии получил название «Буян». Дело в том, что главное ежегодное событие всего бардовского движения — Грушинский фестиваль. Но он длится всего 3-4 дня. Там так насыщена каждая минута, туда приезжает столько разного интересного народу, что возникает навязчивая потребность как-то все это осмыслить, обсудить и переварить. И вот мы стали приглашать единомышленников, коих оказались сотни, на две-три недели пожить на острове, попеть всласть, отдохнуть, провести полноценный отпуск. Я был главным организатором и вдохновителем «Буяна», пока не началась перестройка. Все ринулись в бизнес, и я вслед за всеми, ведь как-то надо было выживать, кормить семью.

   
 

А. Городницкий поет под аккомпанемент
А. Иващенко. (Фото автора.)

 

     Построив некую материальную базу своей семье, я понял, что этого мне не достаточно: это скучно, надо и для души чего-то. Тогда, в 90-е годы многие знакомые уехали: кто в Америку, кто в Израиль, кто в Германию. Забродила во мне такая идея: попробовать собрать всех вместе снова, устроить что-то типа «дежа вю». Поскольку в одну реку дважды не входят, я сразу же отмел идею провести фестиваль на том же острове Буяне. Требовалось нейтральное место, до которого будет удобно всем добираться. Так, размышляя, я выбрал Кипр. В 2001 году он был безвизовым, и местоположение его было самым оптимальным. Я поехал на разведку, нашел несколько фирм, их тогда было совсем немного, которые занимались приемом русских туристов. Фирма «Тройка» понравилась больше всех, ее основали три брата. И вот я попытался им растолковать, для чего мне все это надо. Они не очень понимали, кто такие барды, Окуджава, Визбор, что-то слышали о Высоцком, и все. Я взял в руки гитару и слегка схитрил, запев зычным голосом (дело происходило на берегу моря) «Ой, да не вечер, да не вечер…» Ну, спел бы им Визбора, им бы стало скучно, а тут они сразу прониклись, и давай мне изо всех сил помогать в осуществлении моих замыслов. Всю неделю мы просматривали разные отели, я фотографировал, потом, накануне отъезда назвал три самых понравившихся. Они заявили, что у меня губа не дура, что это самые лучшие отели и потому они проплачены в договорах и контрактах на пять лет вперед.

   
 
 

Дуэт Вайханских (Белоруссия).
(Фото автора.)

     Л.К.: — Тогда зачем же они тебе их показывали?
     С.А.: — Они не поняли, что мне нужен был отель целиком, а не по нескольку номеров в разных отелях. В сезон забрать целый отель практически невозможно.
     Л.К.: — А почему именно в сезон тебе понадобилось проводить фестиваль?
     С.А.: — Это связано со школьниками. У многих дети учатся, кто-то сам в школе работает. Поэтому всех устраивает июль-август, чтобы совместить семейный отпуск с любимым хобби. Вот нынешний слет — яркий показатель: из-за нехватки мест в отелях сроки сдвинулись на сентябрь, и сразу процентов тридцать приехать не смогло.
     Так вот, тогда на Кипре одному из братьев пришла в голову идея использовать отель, принадлежащий профсоюзам. По счастью, он оказался свободен именно в конце августа.
     Дальше стояла задача всех оповестить. Как раз в те годы начал входить в нашу жизнь интернет, без него, я уверен, организовать что-то подобное было бы невозможно. У меня был товарищ, который умел делать сайты — по тем временам, нечто для нас сверхъестественное. Народ на Западе был уже продвинутым, стали заходить на сайт, передавать друг другу информацию, начали поступать заявки. В короткий срок все 146 мест разошлись, и вскоре я встречал всех на Кипре.
     Атмосфера первого фестиваля была непередаваемая. Люди встретились после огромного перерыва (15 лет), уезжая из нашей страны, все думали, что расстаемся навсегда, и вдруг — Всемирный фестиваль. Я полагал, что организовал хорошее одноразовое событие, а мне все сказали: давай в следующем году повторим.
     Мы вновь собрались на Кипре, примерно, в том же месте, опять было здорово, но мы поняли, что… ну вот, ты сколько раз на Грушинском фестивале была?

   
 

Поет Владимир Васильев (Харьков).
(Фото автора.)

 

 

     Л.К.: — Один раз.
     С.А.: — Ну, тебе это запомнилось, а вот если б ты съездила туда двадцать раз, вряд ли бы отличила 20-й от 30-го. А у нас все восемь фестивалей — разные, я любой вспомню. Было принято решение идти по олимпийской системе, каждый раз — в другой стране. Фестивали проводились в Турции, Италии, Болгарии, Испании. С прошлого года мы еще начали проводить весенние слеты в Париже. Называем их «съезды КПСС» (съезды композиторов, поющих свои песни).
     По традиции, когда слет подходит к концу, собирается совет, который называется «Поллитрбюро», и решает, где в следующем году пройдет фестиваль. Совещание принимает решение, из трубы моего номера возникает дымок, я выхожу на балкон и объявляю страну проведения.

   
 
 

Поет Екатерина Болдырева (Казань).
(Фото автора.)

     Л.К.: — Много ли новых участников прибавляется с каждым годом?
     С.А.: — Слет, безусловно, растет. Пик был в прошлом году в Испании. Туда приехало такое количество звезд, что был даже перебор. Каждому участнику можно было выделить только по 15 минут, а что это за время для Никитина, Кима, Городницкого, Иртеньева, Губермана?

 

     Л.К.: — Существует ли отбор участников фестиваля?
     С.А.: — Вообще-то я приглашаю всех. Сайт открыт.

     Л.К.: — Твой фестиваль можно назвать авторским. Ты его придумал. Чем он отличается от массы других фестивалей?
     С.А.: — Ну, у него — масса особенностей. Например, представительство стран. Мы уже дошли до 18-20 участниц. Потом, этот фестиваль не чисто бардовский, а еще и поэтов, и музыкантов (вариться в одном творческом котле всем на пользу). Потом, постепенно начинает реализовываться одна моя идея, в следующем году это будет еще наглядней: я приглашаю, кроме авторов, еще и организаторов концертов. Следствием каждого фестиваля являются туры авторов по разным странам. А. Козловский, Е. Болдырева, таким образом, смогли выехать на гастроли в Америку, кто-то поехал в Германию, Израиль…
     Происходит еще одна интересная вещь: на фестиваль приезжают люди разного достатка. Есть люди очень богатые, я не буду называть фамилий, но подчеркиваю: очень богатые. К концу фестиваля они подходят и говорят: «Вон ведь какой классный автор, а че, у него даже диска нет?» Я им отвечаю, что не у всех есть возможности, а они: «А чего для этого надо?» — и тут же лезут прямо в карман за деньгами. Это уже было, и не раз. То есть объявляются меценаты, подчеркиваю, не спонсоры, а меценаты. Все наши фестивали обходятся без участия спонсоров.
     Я воспринимаю наш фестиваль как хороший отдых в хорошем месте в хорошей компании.

   
 

Художник, поэт, бард Евгений-Бачурин.
(Фото автора.)

 

     Л.К.: — Но ведь далеко не все барды могут позволить себе такую поездку?
     С.А.: — А я некоторым помогаю. Просто есть некое условие: после фестиваля, через пару месяцев поучаствовать в концертах, например, в Казани. И если я хороший продюсер, я отобью затраченные на фестиваль деньги. Но деньги, как вы понимаете, не главное!
 

 

 

     Фестиваль закончился. Все участники разъехались по своим городам и странам, увозя в сердце тепло и радость дружеского общения единомышленников. Я с собой брала двух подруг, первый раз услышавших, что такое бардовская песня на самом деле. Сказать, что им понравилось — не сказать ничего. Они поменяли взгляды на жизнь. Они услышали множество хороших и умных песен и стихов, познакомились с прекрасными людьми, и теперь жаждут новых концертов и фестивалей.
     Нас окружает попса, коммерция, низкий уровень культуры. Чтобы пробиться сквозь все это, нужно иметь стремление, желание и информацию.
     Информацию об авторской песне я с удовольствием вам предоставлю.

Сентябрь 2008 года
Коктебель — Москва

На первую страницу Вверх

Copyright © 2008   ЭРФОЛЬГ-АСТ
 e-mailinfo@erfolg.ru