На первую страницу Вниз

Санкт-Петербургской «Иоганн-Гёте-Шуле» — 25!


Образовывать — улучшать духовно.
В. Даль  

Санкт-Петербург заслуженно считается необычным и уникальным городом. На улице со сказочным названием Бармалеева расположена частная немецкая школа «Иоганн-Гёте-Шуле», богатая своими педагогическими традициями. В этом, 2019 году школе исполняется 25 лет. В конце 1980-х годов родилась идея возрождения дореволюционной школы с личностно развивающим обучением и акцентом на нравственное воспитание. Началась кропотливая работа по изучению педагогических идей и традиций разных стран. За 25 лет состав коллектива менялся, но десять педагогов прошли этот путь вместе, преодолевая трудности и радуясь успехам. Умение работать в команде, креатив и нестандартные педагогические приемы, творчество, постоянное стремление развиваться, неравнодушие и огромная любовь к детям — педагогический портрет «Гёте-Шуле».
 

     Создать частную школу с нуля под силу только неординарной личности с огромной верой в свою идею и способностью эту идею воплотить. Роль личности в истории никто не отменял. В «Гёте-Шуле» эта личность — директор на все времена — Татьяна Ивановна Бырёва. Директор не любит, когда школу называют авторской. Она видит себя больше дирижером с камертоном в руке. «Как дирижер я должна создать оркестр, зная преимущества каждого учителя, каждого ребенка, сделать так, чтобы этот оркестр заиграл». И вот уже 25 лет она бессменный дирижер, генератор педагогических идей, наш оберег. А как любят Татьяну Ивановну дети! Не в каждой школе вы увидите детей, обнимающих своего любимого директора. А это уже обратная связь с оркестром.
     На линейке, посвященной приему первоклассников в гёте-шулевцы, детям задали вопрос: «Что для вас значит школа?» И многие ответили, что школа — это второй дом. Как театр начинается с вешалки, так и в школе с порога вас встречают улыбкой. Работники школы знают всех детей по именам, их увлечения. Семейную атмосферу, которая особенно необходима для самых маленьких учеников, создает завуч младших классов Любовь Петровна Тугова. Ее уроки — это мини-спектакли, где учитель — талантливый режиссер, а класс — актерская труппа с горящими глазами…

     Школа небольшая, и когда идут уроки музыки, по всей школе разливаются звуки Брамса, Шуберта… Поют дети красиво и с удовольствием. Заслуженный учитель России Нина Александровна Масик рушит стереотип, что у какого-то ребенка нет голоса. У нее все талантливые и все поют. Музыкальная аура школы — залог успеха и творческого развития на других уроках. А художественную ауру создает Людмила Юрьевна Гуриненко. Работы ее учеников украшают школьные стены. Удивительно живые работы, вызывающие улыбку и радость.

     Недавно в школе проходила линейка, посвященная снятию блокады Ленинграда. Собралась вся школа. Пригласили на встречу детей блокады. Одна немолодая по возрасту, но молодая душой блокадница, пережившая осаду Ленинграда в детстве, принесла чудом сохранившуюся куклу времен войны. Читали стихи, пели песни. Дети два часа не хотели отпускать гостей. Ребят интересовало, как можно питаться одним кусочком хлеба в день, как можно выжить в невыносимых условиях непрерывной бомбежки, даже предлагали свои способы тушить зажигательные бомбы. Ученики начальной школы посетили музей блокады, а потом выпустили стенгазету своими силами. Такие уроки мужества и памяти — неотъемлемая часть духовного развития личности.

     Педагоги «Гёте-Шуле» уверены: главное богатство школы — дети. Каждый ребенок обладает талантами. Задача педагогов суметь раскрыть эти таланты и развить их. А когда ребенок реализует свои таланты, это полезно не только ему самому, но и обществу. Исполнителей у нас в избытке, а вот людей-созидателей, способных принимать решения, придумывать что-то новое и воплощать в жизнь, увы, немного. Каждый педагог школы стремится развить способности учеников. Музыка, искусство, литература развивают душевные качества, математика — логику и мышление, физкультура — умение владеть своим телом…
     И, конечно, уделяется внимание изучению иностранных языков (особенно языка Гёте — немецкого). В советской средней школе, и даже в институте оно сводилось к умению читать и переводить со словарем — знаменитые «тысячи» знаков, которые нужно было перевести. Сейчас методы изучения языка сильно изменились. Язык начинается с практики, что легче и эффективнее. Поэтому в «Гёте-Шуле» языки преподают носители языка, развивая прежде всего навыки коммуникации. Многие выпускники поступают в вузы Германии. Знание двух языков также дает возможность получить престижную работу.

     Школа недаром носит имя Иоганна Вольфганга Гёте, великого поэта и натуралиста, девиз которого: «Познавая мир вокруг, познаешь себя». Уроки комплексного развития ученики получают в ежегодных экспедициях на Северо-Запад России: Валаам, Старую Ладогу, Изборск, Чудское озеро, Пушкинские горы — места становления русского государства. Бессменно, в течение 25 лет, руководит поездками доктор биологических наук Юрий Андреевич Мазинг — ум, честь и совесть школы. Рассматривая звездное небо, отмечая маршрут поездки на карте, ориентируясь на местности, изучая растения, почву, климат, рисуя на природе, сочиняя стихи, дети через ощущения, эмоции, чувства, наблюдение познают мир и развивают творческое мышление. Кроме того, в поездках закрепляются навыки существования в коллективе: самостоятельность, сопереживание, решение общих проблем.
     С помощью проектной деятельности достигается мотивация в изучении школьной программы во взаимодействии с окружающей средой. А командная работа учителей помогает этому взаимодействию и развитию мыслительной и творческой деятельности. Проектный метод обучения был создан в 1920-е годы профессорами Йенского университета в Германии. Этот метод успешно применяется в ежегодной научно-практической школьной конференции «Гётевские чтения». По заданной теме старшеклассники самостоятельно занимаются исследованиями, делая первые шаги на пути к научным открытиям. Каждый год темы конференций меняются. «Мефистофель и мятежный Демон» — в центре внимания мистическая тема в русской и немецкой литературе на примере произведений Лермонтова и Гёте; «Природа и Дух» — изучение различий между подходами Гёте и Ньютона к теории цвета; серия докладов о бионике — «Эйфелева башня как пример архитектурной бионики»… Это всего лишь примеры ежегодной огромной, до нескольких месяцев, научно-исследовательской работы старшеклассников. «Гётевские чтения» продолжаются, и уже в конце апреля 2019 года пройдет новая ежегодная конференция. По оценке Санкт-Петербургского отделения Гёте-института, «Гётевские чтения» школы занимают ведущее место в России.
     Школа гордится выпускниками, которые с 2000 года несут положительные эмоции и творческие инициативы в жизнь нашего общества.

 

На первую страницу Вверх

Copyright © 2019  ЭРФОЛЬГ-АСТ
 e-mailinfo@erfolg.ru