![]() |
![]() ![]() ![]() |
||||||||||||||||
Татьяна МАРТЮШЕВА
Алла Демидова!.. Интеллектуальная, ироничная, сдержанная, — актриса, очень непохожая на других. Она всегда казалась мне истинной леди, с внутренней жизнью, закрытой для посторонних глаз. И вот книга — из тех, что называют автобиографической прозой... Но и здесь она остается верной себе, сведя до минимума информацию, что называется, интимно-домашнюю.
Тем не менее, эта очень личная книга: “Судьба подарила мне встречи со многими людьми. Но моя эгоистическая память фиксировала только то, что касалось меня. Обычно осуждают людей, которые пишут “я и...”. А как же по-другому? Ведь это я пишу...” “Бегущая строка памяти” — книга о жизни актрисы в искусстве, о дружбе и сотворчестве со знаменитыми современниками, размышления о таинстве актерского мастерства... Она вышла в весьма достойной компании — в серии книжного проекта “Золотая коллекция “Триумфа” издательства “ЭКСМО”. В этот проект включены книги великих художников века, лауреатов и членов жюри премии “Триумф” — авторские, нигде ранее не опубликованные... Но сейчас, при всем уважении к другим великим именам, речь не о них — об авторе “Бегущей строки памяти”, самой свежей книги “Золотой серии”. ...Предстоящая встреча с Аллой Демидовой в Центральном доме литераторов, посвященная “книжной премьере”, лично меня сильно заинтриговала. Какой предстанет Демидова перед публикой — перед своими зрителями-читателями? Как ответит на вопросы, требующие, ну если не предельной, то хотя бы возможной в этих обстоятельствах откровенности?
После приветственных речей, цветов и аплодисментов началось самое главное, называвшееся пресс-конференцией, а ставшее по сути — монологом знаменитой актрисы. Чувствовалось, что при всей своей сдержанности, она волнуется... Но ответы Аллы Демидовой на вопросы журналистской братии, комплиментарные и не очень, были смелыми и неожиданными. Вот самые, на мой взгляд, интересные моменты этого рассказа актрисы о книге и о себе... — В вашей книге часто встречается “не люблю”. Что вы можете этому противопоставить — что вы, Алла Сергеевна, любите? — ...Говорю вам совершенно
искренне: для меня нет сейчас отдельно
взятых “люблю” и “не люблю”. Я принимаю
жизнь совершенно такой, какая она для
меня есть — со всеми радостями и
горестями, со всеми болезнями и
неожиданностями... Вот, например, сегодня
ночью (бессонной, как многие мои ночи в последнее
время) на пустынной Тверской раздался
визг собаки. Я подошла к окну: ее сбила
случайная машина...
Я с этого не хотела начинать, потому что в книге у меня есть определенная маска — откровенность, но до некоторого рубежа. — Почему в вашей новой книжке многое (процентов семьдесят от содержания) уже встречалось на страницах ваших предыдущих книг? — Не семьдесят. Если уж
говорить о процентах, то там этого —
двадцать семь... с половиной! И поэтому многие ценные, на мой
взгляд, фактологические материалы я
оставляла в прежнем виде. В эту
книгу я включила много писем, которые до
этого никогда не публиковала, да и не
думала, что когда-либо буду публиковать.
Но они включились в контекст...
Портреты, которые уже были в “Тенях
зазеркалья”, в этой книге —
изображены под несколько другим углом
зрения, с другой окраской... Тот же
Смоктуновский нарисован у меня по-другому,
хотя он остался у меня тем же... ...Еще на “Федре” мы с Виктюком искали другие средства выражения сценического языка... И мы поняли, что эти средства — только в психической энергии. Я стала этим всерьез заниматься — и занимаюсь поныне. Мне в театре интересно только это. Очень люблю выступать на публике нерусскоязычной, потому что хочу, чтобы зрители понимали меня не на словесном и не на сюжетном уровне. И как ни странно, мои выступления в последние годы идут более удачно на Западе. Не потому, что они там ах как хорошо все понимают, а у нас нет — только потому, что я работаю в этом канале, в этом направлении. У нас — ни в училище, ни в театре — никто ничем подобным не занимается. Несколько раз я давала мастер-классы, и большие, и маленькие, — но в других странах. Потому что там, посмотрев мои спектакли, поняли, что я работаю на энергетическом уровне. Так было и в Японии, и во Франции, и в Испании, и в Канаде — но только не в России. Говорю об этом без обиды... — Если бы вам сегодня предложили весь набор мировой режиссуры, кого бы вы выбрали и что бы вы хотели сыграть? — “Если бы” в нашей
профессии не существует. Актеры никогда
не выбирают. Но у нас есть свобода выбора —
свобода в отказе. И вот этой свободой я
много и часто пользовалась в своей
жизни. В кино, естественно. В театре
с этим сложнее, но и там у нас были свои
ходы — отказы, когда можно было
филонить (даже в репертуарном театре) и
не играть то, что тебе противопоказано... ...Да, мне предложили поучаствовать проекте в “Авторского телевидения” — великие русские актеры читают русскую классику. Мне всегда интересно неведомое: “Пойди туда — не знаю куда”... “Темные аллеи” Бунина никто из актеров никогда не читал. И я выбрала эту книгу. К счастью, мне пришлось работать с очень хорошим режиссером Кириллом Серебренниковым. — В своей книге вы говорите о том, что в прошлой жизни были также актрисой, вернее, актером... А хотели бы вы остаться актрисой и в следующем своем воплощении? — Вопрос можно поставить так: “Если бы можно начать жизнь сначала, если бы была моя воля...” В таком случае — никогда в жизни я не пошла бы в театр! Я стала бы... отшельником. Ведь есть какая-то “отшельническая” профессия? Ну, например, если бы у меня были способности, то я клеила бы, сидя одна на балконе (на Икше), конверты. Или переписывала бы кому-нибудь рукопись... — Как вы чувствуете себя без “Таганки”? — Жалею ли я об уходе? Не жалею! Потому что я свободна. Я никогда не любила “тянуть” репертуар и не любила публику, которая приходит на двадцатилетние спектакли... Ну а на мои вопросы том, как представляет актриса своего самого желанного читателя и в чем ей видится успех собственной книги, Демидова ответила так же неожиданно: — Вопросы, как вам это ни
покажется странным, не ко мне... Я об этом
никогда не думала. Помню, как в университете
я шокировала публику, ответив на вопрос: “для
кого вы играете?” — так: “Роли я делаю для
себя!” Вы не представляете, как
ощетинился зал, сколько комсомолок
выскочило на сцену — со всякими
фразами!.. А что касается того, какого успеха я жду для моей книги... Материального — никакого, ну разве что будет второе издание, и мне — какие-то проценты. Ну а если тему успеха совсем уж не отбрасывать и не заканчивать так цинично, мне будет приятно, если эта книжка попадет к студентам актерских училищ и к молодым актерам. Потому что в ней есть, на мой взгляд, интересные вещи из моего опыта, моего знания театра. Может быть, молодые мои коллеги найдут там что-то и для себя... Помню, как студенткой первого
курса я приставала к своему педагогу
Анне Алексеевне Орочко с бесконечными
вопросами. Мне казалось, что есть (и она
его знает) какое-то “петушиное слово”: и
вот она скажет, как надо играть — и я
научусь, я стану настоящей актрисой!
|
||||||||||||||||
|