Елена ЧЕРНИКОВА
ВАЛЕНТИНА
ВОРОНИНА И
МИСТИЧЕСКИЕ ТАЙНЫ РУССКОЙ
ПЕСНИ
Сначала немного
миллениумной экзотики. В 2000 году
праздник под названием “ЕвроКристмас”
пройдет, представьте себе, в Гонконге.
Все страны, для которых Рождество
Христово — величайшее событие их
духовной жизни, делегируют в Гонконг
исполнителей-музыкантов с целью
продемонстрировать свои национальные
традиции празднования Рождества.
Валентина Воронина и ее
музыканты — православные христиане.
Исполняют русскую народную и духовную
музыку. Одновременно Валентина является
членом Российско-китайского Общества
дружбы, и именно она получила через МИД
России приглашение Общества принять
участие в международном торжестве.
Невероятно интересно было бы побывать
на таком фестивале, не правда ли?
Валентина обещала рассказать журналу “Эрфольг”
обо всем этом подробно по возвращении из
Гонконга. Но это — в будущем, к Рождеству.
А пока мы поговорим с самой певицей о
ее главном деле: о русской музыке,
служению которой она посвятила много
лет.
— В России всегда
говорили “сыграй песню”, а не “спой”.
Песня как глубокий по смыслу спектакль
из народной жизни — так воспринимали
ее и слушатели, и исполнители. Кстати, на
празднике в Гонконге мы с моими
музыкантами будем именно показывать
наши рождественские песни, колядки,
переодевания, гадания, воссоздавая
историческую форму. Мы расскажем
зрителям, как это бывало в русских
деревнях и в городах, сыграем песни.
В наших песнях столько смыслов,
столько нюансов! Странно даже, что в нынешнее
время повального интереса к разным
видам тайнознания мало кто интересуется
мощнейшей мистической энергетикой,
заложенной в народной русской песне.
Слыхали где-то когда-то, что есть песни-талисманы,
песни-привороты, а что в их сути —
подзабыл наш русский человек и
пользоваться своим собственным
богатством разучился. Почти.
Далее Валентина по секрету
рассказала мне очень серьезный сюжет из
собственной практики. Еще студенткой
она как-то собирала песни в Курской
области. Одна местная бабушка показала
ей красивую, лиричную, немного грустную
песню “Соловей-соловушка”, намекнув,
что она обладает приворотным действием.
Про любовь в песне — ни слова.
Только про соловушку, томящегося в клетке...
Через некоторое время, вернувшись на
занятия в Институт культуры,
Валентина познакомилась с молодым
человеком, который очень ей понравился.
И захотелось ей замуж за него. Подошла и
попросила: можно я напою тебе одну песню,
а ты, пожалуйста, запиши нотами... Через
три месяца уже были мужем и женой, и с тех
пор неразлучны, дочь вырастили, двадцать
пять стран мира вместе объехали с гастролями...
— Есть, возможно, и
отворотные песни, — продолжает
Валентина Воронина, — остудные,
но мне они как-то не попадались. Однако
есть и много других “музыкальных”
способов испортить жизнь новобрачным:
например, даже если тихонечко,
вполголоса на свадьбе кто-нибудь запоет
песню-плач, причитания, которые принято
исполнять на похоронах, — уже дело,
считай, наполовину сделано. В деревнях
это знают и сразу замолчать заставят, а
вот в городах такие номера, увы,
проходят. Был у меня такой случай.
Пригласили на свадьбу, я спела
специальные свадебные песни, и вдруг
выходит девушка из гостей и говорит, что
и она может петь не хуже. И действительно —
запела сильным, красивым голосом плач по
покойнику. Гости опешили, но не
остановили ее. А потом я узнала, что эта
молодая пара и года не прожила вместе.
Расстались. Возможно, у той девушки
раньше что-то с женихом было, а она
знала, как расстроить его жизнь с соперницей...
Или, скажем, горячо любимая всеми
песня “Шумел камыш...”, так хорошо
приспособленная и для сольного, и для
хорового пения. Лучше ее на свадьбах не
исполнять. Помните, финал-то печальный: и
краса девичья помята, и так далее. Очень
даже может расстроить свадьбу эта
прекрасная песня. Лучше петь ее в другом
месте, где не происходят судьбоносные
любовные события. Темная энергетика,
подцепленная в пьяном виде, не так
прочно приклеивается. Но любой колдун
подтвердит, что одно и то же действие,
выполненное с разными установками,
имеет разные результаты. Просто пьяный,
поющий “Шумел камыш...”, не закладывает
в свое исполнение никакого
специального злого умысла. Но если на
свадьбе, да трезвый, да с умыслом, или
вдруг сама девушка-новобрачная, запоют
“Камыш...” и пропоют до печального конца,
где молодец убегает от своей
возлюбленной, — тут уже можно
подозревать недоброе развитие событий.
В принципе, любой концерт
народной музыки можно рассматривать как
сеанс белой магии, если исполнители
знают что делают. Я, например, стараюсь
выходить к зрителю с положительно
заряженными программами. Уверена, что
для энергетической чистки человеку
лучше уж концерты народной музыки
посещать, чем разных экстрасенсов.
Слушатели уходят просветленные,
очищенные, а артисты с ног валятся,
как экстрасенсы, два-три десятка сглазов
за один сеанс снявшие. Я обычно дня три-четыре
в себя прихожу. После концерта в Японии,
где слушатели по окончании моего
выступления почему-то все обязательно
хотели за меня подержаться, — вообще
чуть в больницу не слегла. Может быть,
всё оттого, что японцы трудоголики и им
нужна дополнительная энергия...
В общем, любой артист, способный
удержать аудиторию, в какой-то
степени чародей. Но исполнителям
народных песен это не выходит боком, как
некоторым иным. Наоборот, потраченная на
зал энергия возвращается сторицей,
способности оттачиваются, усиливаются.
У меня, например, развилась даже
способность к предвидению событий; я
научилась заговаривать боль, появились
начатки телепатии и так далее. Скажем,
десять лет назад ничего подобного не
наблюдалось. Дело в том, что всякая
русская народная песня является, в сущности,
способом изгнания темных сил.
Восклицаниями типа “И-их!”, “Эх!”, “Ох!”
еще в языческой древности отгоняли
злых духов. А, например, поднятые руки
исполнителя привлекают небесные силы
для благословения слушателей. Многие
инструменты — колотушки, трещотки —
тоже служили для отпугивания нечисти.
А узоры на костюмах, эти солнечные
кресты, другие магические орнаменты! Всё
нацелено на привлечение светлых и
изгнание темных сил. У меня есть один
уникальный костюм, сделанный еще двести
лет назад; когда я надеваю его, то
чувствую такой прилив сил, такую
мудрость, энергию, — не передать
словами!.. Мне подарили его в Курской
области.
Для сравнения приведу одно очень
известное всем верующим понятие: “намоленная
икона”. Оно означает, что на протяжении
длительного времени в эту икону как
бы вкладывались чувства огромного числа
молящихся верующих, отчего она обладает
особенной силой. Или талисманы,
передаваемые в семье из поколения в поколение:
ведь известно, что они значительно
мощнее новеньких, даже очень толково
изготовленных. Так и народная песня; она —
“напетая”. Она очень много раз помогала
преодолевать тоску, привлекать любимых,
побеждать врага, причем, помогала людям
нашего духовного склада. Поэтому
народная песня — это национальный
духовный талисман.
|
|
Потом я задала Валентине наш коронный
вопрос: что такое успех? Вопрос
непраздный, поскольку в ее доме этот
год — сплошь юбилейный. Ее мужу
исполнилось 45 лет. Их совместной
жизни — 20 лет. Их общей концертной
деятельности — 15 лет.
|
|
|
|
— Если успех на концерте —
то это глаза слушателей, очень разных,
пришедших каждый со своими мыслями, —
и в конце концов объединенных общим
чувством, потеплевших душой. Я
выкладываюсь вся без остатка перед
аудиторией — что в два человека,
что в тысячу, я актриса!
А если говорить об успехе в более
общем смысле, успехе певицы и человека, —
это если люди будут ставить дома кассеты
с моим голосом и говорить: “Послушаем
Воронину!”
Ну а совсем широко — это семья,
это счастливые дети, это возможность
помочь своим близким...