На первую страницуВниз

Елена ЧЕРНИКОВА

ВАЛЕНТИНА  ВОРОНИНА  И
МИСТИЧЕСКИЕ  ТАЙНЫ  РУССКОЙ  ПЕСНИ
 

Сначала немного миллениумной экзотики. В 2000 году праздник под названием “ЕвроКристмас” пройдет, представьте себе, в Гонконге. Все страны, для которых Рождество Христово — величайшее событие их духовной жизни, делегируют в Гонконг исполнителей-музыкантов с целью продемонстрировать свои национальные традиции празднования Рождества.

Валентина Воронина  
 

Валентина Воронина и ее музыканты — православные христиане. Исполняют русскую народную и духовную музыку. Одновременно Валентина является членом Российско-китайского Общества дружбы, и именно она получила через МИД России приглашение Общества принять участие в международном торжестве. Невероятно интересно было бы побывать на таком фестивале, не правда ли? Валентина обещала рассказать журналу “Эрфольг” обо всем этом подробно по возвращении из Гонконга. Но это — в будущем, к Рождеству. А пока мы поговорим с самой певицей о ее главном деле: о русской музыке, служению которой она посвятила много лет.

— В России всегда говорили “сыграй песню”, а не “спой”. Песня как глубокий по смыслу спектакль из народной жизни — так воспринимали ее и слушатели, и исполнители. Кстати, на празднике в Гонконге мы с моими музыкантами будем именно показывать наши рождественские песни, колядки, переодевания, гадания, воссоздавая историческую форму. Мы расскажем зрителям, как это бывало в русских деревнях и в городах, сыграем песни.
   В наших песнях столько смыслов, столько нюансов! Странно даже, что в нынешнее время повального интереса к разным видам тайнознания мало кто интересуется мощнейшей мистической энергетикой, заложенной в народной русской песне. Слыхали где-то когда-то, что есть песни-талисманы, песни-привороты, а что в их сути — подзабыл наш русский человек и пользоваться своим собственным богатством разучился. Почти.

 
 

Далее Валентина по секрету рассказала мне очень серьезный сюжет из собственной практики. Еще студенткой она как-то собирала песни в Курской области. Одна местная бабушка показала ей красивую, лиричную, немного грустную песню “Соловей-соловушка”, намекнув, что она обладает приворотным действием. Про любовь в песне — ни слова. Только про соловушку, томящегося в клетке... Через некоторое время, вернувшись на занятия в Институт культуры, Валентина познакомилась с молодым человеком, который очень ей понравился. И захотелось ей замуж за него. Подошла и попросила: можно я напою тебе одну песню, а ты, пожалуйста, запиши нотами... Через три месяца уже были мужем и женой, и с тех пор неразлучны, дочь вырастили, двадцать пять стран мира вместе объехали с гастролями...

— Есть, возможно, и отворотные песни, — продолжает Валентина Воронина, — остудные, но мне они как-то не попадались. Однако есть и много других “музыкальных” способов испортить жизнь новобрачным: например, даже если тихонечко, вполголоса на свадьбе кто-нибудь запоет песню-плач, причитания, которые принято исполнять на похоронах, — уже дело, считай, наполовину сделано. В деревнях это знают и сразу замолчать заставят, а вот в городах такие номера, увы, проходят. Был у меня такой случай. Пригласили на свадьбу, я спела специальные свадебные песни, и вдруг выходит девушка из гостей и говорит, что и она может петь не хуже. И действительно — запела сильным, красивым голосом плач по покойнику. Гости опешили, но не остановили ее. А потом я узнала, что эта молодая пара и года не прожила вместе. Расстались. Возможно, у той девушки раньше что-то с женихом было, а она знала, как расстроить его жизнь с соперницей...
   Или, скажем, горячо любимая всеми песня “Шумел камыш...”, так хорошо приспособленная и для сольного, и для хорового пения. Лучше ее на свадьбах не исполнять. Помните, финал-то печальный: и краса девичья помята, и так далее. Очень даже может расстроить свадьбу эта прекрасная песня. Лучше петь ее в другом месте, где не происходят судьбоносные любовные события. Темная энергетика, подцепленная в пьяном виде, не так прочно приклеивается. Но любой колдун подтвердит, что одно и то же действие, выполненное с разными установками, имеет разные результаты. Просто пьяный, поющий “Шумел камыш...”, не закладывает в свое исполнение никакого специального злого умысла. Но если на свадьбе, да трезвый, да с умыслом, или вдруг сама девушка-новобрачная, запоют “Камыш...” и пропоют до печального конца, где молодец убегает от своей возлюбленной, — тут уже можно подозревать недоброе развитие событий.
   В принципе, любой концерт народной музыки можно рассматривать как сеанс белой магии, если исполнители знают что делают. Я, например, стараюсь выходить к зрителю с положительно заряженными программами. Уверена, что для энергетической чистки человеку лучше уж концерты народной музыки посещать, чем разных экстрасенсов. Слушатели уходят просветленные, очищенные, а артисты с ног валятся, как экстрасенсы, два-три десятка сглазов за один сеанс снявшие. Я обычно дня три-четыре в себя прихожу. После концерта в Японии, где слушатели по окончании моего выступления почему-то все обязательно хотели за меня подержаться, — вообще чуть в больницу не слегла. Может быть, всё оттого, что японцы трудоголики и им нужна дополнительная энергия...
   В общем, любой артист, способный удержать аудиторию, в какой-то степени чародей. Но исполнителям народных песен это не выходит боком, как некоторым иным. Наоборот, потраченная на зал энергия возвращается сторицей, способности оттачиваются, усиливаются. У меня, например, развилась даже способность к предвидению событий; я научилась заговаривать боль, появились начатки телепатии и так далее. Скажем, десять лет назад ничего подобного не наблюдалось. Дело в том, что всякая русская народная песня является, в сущности, способом изгнания темных сил. Восклицаниями типа “И-их!”, “Эх!”, “Ох!” еще в языческой древности отгоняли злых духов. А, например, поднятые руки исполнителя привлекают небесные силы для благословения слушателей. Многие инструменты — колотушки, трещотки — тоже служили для отпугивания нечисти.
А узоры на костюмах, эти солнечные кресты, другие магические орнаменты! Всё нацелено на привлечение светлых и изгнание темных сил. У меня есть один уникальный костюм, сделанный еще двести лет назад; когда я надеваю его, то чувствую такой прилив сил, такую мудрость, энергию, — не передать словами!.. Мне подарили его в Курской области.
   Для сравнения приведу одно очень известное всем верующим понятие: “намоленная икона”. Оно означает, что на протяжении длительного времени в эту икону как бы вкладывались чувства огромного числа молящихся верующих, отчего она обладает особенной силой. Или талисманы, передаваемые в семье из поколения в поколение: ведь известно, что они значительно мощнее новеньких, даже очень толково изготовленных. Так и народная песня; она — “напетая”. Она очень много раз помогала преодолевать тоску, привлекать любимых, побеждать врага, причем, помогала людям нашего духовного склада. Поэтому народная песня — это национальный духовный талисман.

 

Потом я задала Валентине наш коронный вопрос: что такое успех? Вопрос непраздный, поскольку в ее доме этот год — сплошь юбилейный. Ее мужу исполнилось 45 лет. Их совместной жизни — 20 лет. Их общей концертной деятельности — 15 лет.

 

— Если успех на концерте — то это глаза слушателей, очень разных, пришедших каждый со своими мыслями, — и в конце концов объединенных общим чувством, потеплевших душой. Я выкладываюсь вся без остатка перед аудиторией — что в два человека, что в тысячу, я актриса!
   А если говорить об успехе в более общем смысле, успехе певицы и человека, — это если люди будут ставить дома кассеты с моим голосом и говорить: “Послушаем Воронину!”
   Ну а совсем широко — это семья, это счастливые дети, это возможность помочь своим близким...

На первую страницу Верх

Copyright © 1999   ЭРФОЛЬГ-АСТ
e-mailinfo@erfolg.ru