На первую страницуВнизend1.jpg (435 bytes)

Петр РЕДЬКИН

“ЛЮБИМЫЙ  КУСТ  ХРИЗАНТЕМ”
Русский романс и его корифеи – цыгане

Живые корифеи да еще на сцене – это, пожалуй, редкость в романсе, жанре, склонном к возрастным ограничениям: молодых прельщает рок, динамизм и сила звука. Цыганами романс всегда почитался, как говорится, с юных лет и до гробовой доски, поскольку чувства и переживания, выражаемые в нем – это жизнь души искушенной и искушаемой, любящей и разочарованной в любви. Искусство русского романса у цыган приобрело свой колорит, украсивший новыми выразительными средствами характерные чувства – тут и народные песенные интонации, и страстная манера исполнения, и яркий женский костюм.

Ансамбль “Цыганский барон”

Ансамбль
“Цыганский барон”

Принято думать, что “цыганский” голос у мужчин – высокий, тенор, у женщин – низкий, так почему-то сложилось, но теперь иные веяния: у Владимира Воронцова – баритон, красивый и сильный (он певец и композитор), а у Анатолия Титова – проникновенный баритон, который определил и характер и манеру исполнения романса, он – артист театра “Ромэн”.

Анатолий Титов из рода именитых цыган, видимо, в этом кроется побудительный мотив вернуть в концертные залы забытый старинный романс, петый давным-давно его дедами и прадедами; он создал при Доме актера клуб “Хризантемы”.

Клуб “Хризантемы”, как ответ на общественную оттепель, открылся без малого 10 лет назад, когда атмосфера в артистической кипела, потому немедленно отозвались Николай Сличенко, Изабелла Юрьева. Да, открывая его, благословляя, звучал голос царицы романса Изабеллы Юрьевой под аккомпанемент Д. Ашкенази; звучали, как прежде, романсы Б. Фомина, Б. Прозоровского, Ю. Хайта, расцененные когда-то как “упаднические”, на стихи поэтов Ю. Германа, Б. Тимофеева, К. Подревского, О. Осенина.

Городской или бытовой романс интимен, порой мелодраматичен, но не слащав, живое чувство любящей души бьется в нем, переживая эпохи, пристрастия вождей. Романс, как жанр, зародился в среде разночинцев, мелкого чиновничества, в нем – сердце “униженных и оскорбленных” кем бы то или чем бы то ни было – судьбой, разлюбившей женщиной, увядающей природой; в нем – стремление быть верным любовной клятве, в нем та жизнь человека, которая невыразима ни в каком ином искусстве. Потому романс порой становится безысходной драмой, оставаясь преисполненным сентиментального чувства.

Романс зарождался и развивался в ресторанах, кабаках, в квартирах композиторов, например, у знаменитого А. Дюбюка, автора популярного “Не лукавьте”, дружившего с драматургом А. Островским, братьями Рубинштейнами.

Анатолий Титов вновь вернул к жизни многие романсы цыганского композитора Я. Пригожего, писавшего для “гуляющей Москвы”, для певцов ресторана “Яр”. Пригожий старался придать цыганским интонациям европейскую жанровую форму – польки, вальса. Это “В Стрельне хор поет цыганский”, “У Яра, у цыган”, романс “Прости, Москва, – приют родимый”, в котором кутила-корнет прощается с Москвой. В репертуаре певца и артиста театра “Ромэн” до 300 романсов, многие из них вышли в репертуарном сборнике “Старинные русские романсы”, замечу, один из них – “Подруга семиструнная” – составлен целиком из цыганских песен и романсов знаменитого когда-то певца Н. Жемчужного, также писавшего и стихи, и музыку.

На целенаправленную деятельность Анатолия Титова по возрождению забытого романса, воскрешение памяти о музыкантах и исполнителях, как на всякое благое дело, отзывались поклонники, внося свою лепту – кто оплачивая аренду концертных залов, кто издавая сборники романсов, коих выпущено уже семь. Среди благожелателей есть такие, которых нельзя не назвать: это пансионат “Союз” на Истре (директор В. Ульянов), это музей Л. Н. Толстого на Пятницкой ул., в Ясной Поляне – кто не помнит любовь писателя-классика к цыганам?!

Конечно, потомки Дюбюка, Фомина, Прозоровского, В. Зубова, Вари Паниной – все друзья “Хризантем”, все помощники, воссоздатели утраченной культурной среды. У Анатолия Титова есть любимые романсы, ранее не исполнявшиеся, характерные для задумчиво-нежного, изящного голоса артиста – романс Марии Пуаре “Не хочу умирать” и романс А. Вертинского “Молитва за Россию” – именно их выделяет певец в своем творчестве. И романс Дюбюка (на слова П. Чуевского) “Ты не поверишь, как ты мила” вызывает восторг у публики. Однако мало кто из публики знает о вкладе в разыскание забытых романсов Светланы Каретной, преданной помощницы, хранительницы коллекции из 3,5 тыс. единиц печатных изданий – давно минувших, но не испепеленных временем страстей.

В концертах клуба “Хризантемы” помнят всех исполнителей старинного и забытого романса. Честь для артиста – выступить в составе клуба Анатолия Титова, будь то в Доме актера, в Музее музыкального искусства им. М. И. Глинки, на любой сцене, поскольку ныне “Хризантемы” – это целый мир конкурсов, концертов, печатных изданий, включая недавнее начинание – программу “Роман с романсом” на ТВ. Дело в том, что Анатолий Титов не мог не принять идею сына – режиссера Алексея Титова, не мог не пригласить вести программу на пару популярного Святослава Бэлзу, а дальше все закрутилось, прямо как в кино, – с экрана зазвучал романс в исполнении крупнейших русских басов А. Эйзена, В. Тверского, певиц Т. Гвердцители, А. Стрельченко, композитора Е. Доги, написавшего музыку к фильму “Табор уходит в небо”.

Когда цыган поет русское, разве это плохо? Когда русский забывает родное, а цыган напоминает о забытом, то хочется не только сказать “спасибо”. Приглашая на творческие вечера Анатолия Титова с певицей Ольгой Янковской, артисткой театра “Ромэн”, разве мог я загадывать о творческой близости? Однако рад тому, что лучший романс В. Тверского “Пляшет цыганка” (на мои слова) возник из атмосферы глубокого соприкосновения русской и цыганской крови.

Ты мани, ты зови, ты мне пой и пляши,
Я любить тебя буду, краса-серебрянка;
Время сыпет в подол разной масти гроши,
Только ты мне дороже, звончее, цыганка.

Зато Владимир Воронцов, хотя и консерваторски образован, а все равно тяготеет к фольклору, к корням. “Прекрасный голос, выразительная передача и тот особый вокальный акцент, который так характерен для цыганского жанра, подается певцом с чувством меры”, – пишет о певце и композиторе искусствовед И. Ратиани, имея в виду романсовую стихию. Но кто скажет, какова она, эта мера? Тут все зависит от творческой потенции, а ее у Воронцова неизбывно, и прорывается она то в дуэте с Джулией Воронцовой, то в ансамбле “Цыганский барон”, созданном им и пестуемом во всех отношениях – от репертуара до музыкальных аранжировок и сценографии.

Я не знаю тех, кто не восхищался бы Воронцовым как гитаристом. (Пожалуй, соперничать с ним мог бы лишь знаменитый дуэт Александра и Вадима Колпаковых из театра “Ромэн”). Вот поэтому, когда Воронцов создал цикл романсов “Забытых губ прикосновенье” (“Не стану я тебя корить”, “Зачем встречаться в сожаленьи”, “Красавиц чудесных не жду, не желаю”, “Твоя душа” и др.), об ином сопровождении, кроме гитары, трудно было помыслить.

romans-6.jpg (7241 bytes)

Анатолий Титов и артисты
клуба “Хризантемы”

О мере “цыганского” совсем не приходится говорить, когда звучат романсы Владимира Воронцова на стихи Ефима Друца, десятки лет назад проникшегося таинствами цыганской души и не расстающегося с фольклором, историей “русского цыганства”, с бытом и нравами, как осевших на подмостках концертных залов, так и таборных цыган, рассеянных на просторах России. Здесь очевидно столь тесное слияние, порой доходящее до экстаза, что на слова И. Ратиани о мере хочется ответить: а зачем она, если в романсе “Я не могу не думать о тебе” (на слова Е. Друца) что по-русски, что по-цыгански – всё об одном пылком чувстве: “Я не могу не думать о тебе”.

Наиболее популярные романсы и песни изданы в сборнике “Песни Воронцова” (1997) тиражом 5 тыс. экз., но творчество композитора (как, впрочем, и певца) сродни кочевой жизни – оно не терпит застоя: В. Воронцов подвижен, развивается, удачно впитывая новое и старое из романсовой культуры.

Сколько счастья, радости, умиротворения, изящества! как переливается разными оттенками, порой граничащими с кокетством, живущая на белом свете душа! – и все способен выразить один артист, или дуэт – если он цыганский! Сколько людей сумели увлечь Титов и Воронцов, обратить в поклонников романса, просто помогли пережить трудные дни, не утратив веру в жизнь, в счастье... Они не скажут: об этом обычно не говорят, это сокровенное.

На первую страницу Верх

end1.jpg (435 bytes)

Copyright © 1999   ЭРФОЛЬГ-АСТ
e-mailinfo@erfolg.ru