ИНТЕРВЬЮ, СТАТЬИ, ЭССЕ

На пути к Свету


Злата ЗАРЕЦКАЯ
Газета «Новости недели», Израиль, 06.03.1998 г.
«Портрет художника»


     Художник Йом-Тов (в той жизни — Александр Заполянский) живет в еврейском квартале Старого города с первого дня своей алии. Он не позволяет себя снимать. Абсолютно седой в свои 38 лет, с взглядом, углубленным в себя, весь в черном, стройный, он выглядит бодрым стариком, напоминает сатмарского хасида, и, если бы не чисто столичные интонации, то в нем вряд ли можно было бы узнать бывшего москвича...
     Жизненный путь художника во многом определился наследственностью: его отец — известный театральный художник и литератор Габриэль Заполянский, мать, Лея, — архитектор, дед — раввин Тосфот Йом-Тов... Качества творческие и религиозные удивительно сплавились в наследнике — художнике, каждое движение свое поверяющем высшим духовным смыслом и без ощущения себя проводником воли божьей к листу не приближающемся...
     В его картинах вы не найдете готовых визуальных ответов: они, как и следует из еврейской традиции, побуждают к контрразмышлениям, вопросам, спору... Диалогичность линий фиксирует не только индивидуальные ассоциации от погружения в жизнь праотцев, но и передает незаконченное движение самой истории, как будто протекающей в нашем сознании сейчас, заново. Это освежение внутренней связи с существом еврейского знания, приоткрывающегося на наших глазах в своем скрытом богатстве, — пожалуй, самое ценное в импровизациях Йом-Това.
     «Одесса И.Бабеля», «Театр Шекспира», «Дни Сотворения», «Когелет», «Патриархи», «Время Пророков», «Дуновения Иерусалима» — вот далеко не полный перечень художественных циклов, определяемых самим автором как один большой «Сад Мудрости».
     Он живет недалеко от Стены плача в огромной холодной квартире, согреваемой только его картинами и книгами. В демонстративно антибытовом иудее-отшельнике трудно угадать кандидата искусствоведения, блистательно защитившего в 1987 году в Московском институте искусствознания диссертацию по архитектуре на тему «Специфика общественного пространства в европейских исторических городах (Чехословакия, Польша, Германия)». Успех сопутствовал ему во всем: престижная работа научного сотрудника, выставки одна за другой (1990 г. — в Японском культурном центре и в Обществе Пиросмани, 1991 г. — на ВДНХ и в Международном бизнес-клубе, 1993 г. — в галерее «Круг» Союза художников и в Российской Академии...)
     И вдруг, в 1994-м, — Израиль...

     «Я не ждал признания. Я не видел смысла. Смысл мне открылся в вечном. Смысл божества, отголоска одинокой Вселенной, блуждающей, откликнувшейся мне...
     Я думал, что уберегу душу от призраков...
     Я живу, вопреки несвободе, когда я прикован к дневному свету. Я верую, мне не нужен этот, я прикасаюсь к другому, телесному свету, я черпаю сипы в нем. Но что есть телесный свет — лишь блики от мерцающей Вселенной, которую я долго искал в душе».

 (Александр Заполянский. «Голос», 1989 г.)

 

 

     Мы беседуем с ним уже в 1998-м, как бы подводя первые итоги.
     — Вы очень сильно изменились с московских времен. С какими моментами «внутренней биографии» это связано?
     — Вначале был Арбат. В 1987 году в связи с его открытием в моей жизни стало происходить что-то странное. Я занимался историей, архитектурой, а тут вышел на улицу как художник. Там я познакомился с интереснейшими людьми: Александром Кудрявцевым, художником театра и кино, и Гамлиэлем Гаспаряном, философом и дизайнером книги. Именно они подтолкнули меня больше рисовать и размышлять о духовном в искусстве.
     — Что это означает для вас лично?
     — Слабое место многих творцов — огромное эго. Принято, особенно среди талантливых художников, говорить: я — самый лучший в мире, я — номер один, мне нет равных. Но это не верно. Я решил для себя так: все, чего я достиг, — не моя заслуга. Это — благословения, которые были даны моим праотцам. В 1974 — 1976 гг. я учился в Николаеве у Романа Вайнштока — графика и скульптора. Он открыл мне в свое время глаза на мироздание, как на явление гармоничное и драматичное, одновременно. Понимаете, во всем, что существует в мире, — человеке, фрукте, дереве, животном... — существуют две силы: «хесед» — милосердие и «гвура» — мужество. Себя я тоже ощущаю на скрещенье этих сил. Они преследуют, но и помогают... Незадолго до отъезда я начал писать философский текст о «внутреннем свете». Уже здесь, в общении с раввинами, я узнал, что это не моя идея о существовании внутреннего света природных форм. Все, что художнику открывается во время творческого процесса, когда ты понимаешь, что действительно что-то удалось, — все происходит в момент благоприятного расположения иных сфер, когда есть соизволение свыше и есть благословение... Тебе открывается эта дорога, и ты в состоянии сделать что-то настоящее. Человек — лишь проводник света или тьмы, и счастлив тот, кто является проводником добрых сил.
     Лет 10 назад в Союзе я сжег целый ящик своих картин — они были сделаны тогда, когда я себя еще не контролировал. Я был счастлив, что освободился от большого груза необязательных работ — меня тоже одолевали злые силы. Понимаете, художник не должен вносить в этот мир разрушение. Его и без того с избытком. Задача принести в мир радость — добро, которого не достает. Там не было этой гармонии, и я все сжег... Я вообще, может быть, не художник... Я пишу только когда что-то открывается, и, бывает, неделями не подхожу к листу...
     — Но далеко не все могут рисовать. Мандельштам тоже ощущал себя «священной дудочкой», но он писал стихи. Если вы не ощущаете себя художником и позволяете себе сжигать свои работы, если они не связаны с высшими мирами, почему вы тогда вообще рисуете?
     — Это трудный вопрос. Я не люблю избавления от иллюзий — искусственный форсаж пустоты. Я подхожу к листу, когда мне есть что сказать, когда меня переполняет внутренний свет и возникает потребность его обнаружить.
     — Это ощущение гармонии пришло через чувство сопричастности Израилю?
     — Да, мне посчастливилось здесь встретиться с большими мудрецами, которые открыли мне основы еврейского мировосприятия. Впервые я об этом прочел в Тании у ребе Шнеура Залмана из Ляд — о духовном строении вселенной. Каждому предмету, человеку, животному выделена часть всеобщего света, без которого он не может проснуться. Художник, если ему дано на то право, если он в состоянии быть честным перед самим собой и перед той землей, на которой он живет, если он отдает себе отчет в том, что дело рук его — из добрых побуждений и чего-то стоит, тогда в лучшие минуты он способен приоткрыть этот свет, тогда он находит благодарного зрителя, ибо привносит в мир нечто важное.
     Я знаю, что в моих картинах есть положительная энергетика, сознание, что мы не одиноки в этом мире, и есть небеса, которые беседуют с нами. Понимаете, гармония возникает тогда, когда мы не воюем с миром, но находим ритм чувств, эмоций, импульсов, которые приводят тебя в движение, дают силы продолжать жить.
     
     Йом-Тов. говорил в основном о себе, а я смотрела на эти короткие уходящие вдаль штрихи, открывающие пространства обыкновенного листа, и невольно погружалась в бесконечность, обратный ход времени, в котором, казалось, совсем не было разрывов. Из глубин истории вдруг возникали счастливые и сосредоточенные лики Давида, Моисея, Бат-Шевы, ветхие жилища тех, кто не побоялся отправиться навстречу свободе и возможной смерти. На фоне черно-белых верлибров (в одной из статей работы художника были названы «стихорафикой») вдруг неожиданно возник ряд цветных однотонных импровизаций, в которых только при подсветке возникал глубинный, как бы витражный, эффект. Моя первая ассоциация: я вижу невидимое — каббалистическую живопись. Неужели, действительно, скрытое стало явным?!
     — Как вам удалось воплотить «Свет» технически? Наверное, не сразу это пришло?
     — Как в музыке, которую нельзя уловить, так и в изобразительном искусстве я иду по пути дематериализации формы: к уточнению смысла и избавлению от многословия в рисунке. По мере того, как происходят какие-то перемены в душе, я познаю структуру, параметры света, я вижу его вибрации, его многомерность и его цвет. Это приводит меня к минимализации визуального начала — на первый план выступает ритмически организованное пространство. Я вижу это в окружении. У меня был, например, цикл «Структура облаков». Я очень люблю джаз. Когда я впервые стал заниматься джазовой импровизацией, у меня появились и в живописи более тонкие формы — абстрактные силуэты городов, растительных ландшафтов. На самом деле это была моя образная информация — наше чувственное сознание не в состоянии придумать что-то новое. Просто мне иногда дается возможность показать то, что некоторым только снится.
     Моя техника потому и связана с постепенным избавлением от материальности быта и высвобождением пространства, лишь скрытого в листе. Короче говоря, от материи — к пространству.
     — Вам не кажется, что из-за вашего «стремления к пространству» некоторые картины выглядят просто как недорисованные? А ведь публика часто хочет получить законченное впечатление, причем полученное без напряжения. На какой круг рассчитано ваше творчество?
     — На людей, способных понять, что не всякое изображение является статичным, и что остановить мгновенье мы не можем – это не фотография. Нам дано только почувствовать дыхание природы через частично освещенный куст зелени или через тени, перебегающие от одного цветка к другому. Это природа самого зрения: мы концентрируем внимание на луче света, а не на всем предмете. В лучших моих работах, я надеюсь, есть ощущение, что дальше можно еще о многом догадаться...
     — Ваши работы, в основном, черно-белые. Почему вдруг в Израиле появился цвет, причем — без сочетаний, монохром?
     — Цвет был и в России. Я начинал с традиционного колорита классической живописи, как на картинах старых мастеров. Однако произошла, как у всех нас, перестройка мозгов. Я понял, что это уже не современно. Надеюсь, то, что мне удается делать, отнюдь не в прошлом, а может быть, и опережает наш век. Отказ от цвета стал для меня естествен после знакомства в 1990 г. с японской каллиграфией. Впечатление от ее выразительного минимализма было огромным. Ветка — и вся весна сказана... Цвет, с точки зрения религии, природы духовных миров, означает недостаток – «хисарон», отсутствие чего-либо. Если мы ощущаем потребность в каком-то цвете — это не случайно. Например, зеленый имеет отношение к сфере «тифэрет» — к славе и величию; черный — к сфере «малхут» — к матерьяльности государства. Но белый имеет самую высокую степень. Он включает в себя все — это «хесед» — цвет добра. Самое трудное организовать белый цвет...
     — Так почему же вы вернулись к цвету?
     — Цвет, который я пытаюсь сейчас получить (надеюсь, мне иногда это удается), связан с окраской эмоций, различных состояний духа.
     — Но ведь импрессионисты тоже заявляли, что не рисуют реальный цвет, а передают только свое эмоциональное восприятие мира. В чем же разница?
     — У импрессионистов интерпретация цвета была связана о природой внешнего света — они говорили о разной палитре видимого света. Я же говорю о том свете, который мы не видим. Он становится доступен нам только изредка, в прекрасные минуты.
     — Почему вы считаете, что вам удается его запечатлеть?
     — Я думаю, что это действительно ложная задача для самого гениального художника: сделать невидимое видимым. Она за пределами возможного. Я лишь пытаюсь приблизиться к пульсации истины...
     — Известно, что цвет — символ духовной ауры художника. Какой вам сейчас наиболее близок? Я видела нечто среднее между зеленым и голубым?
     — Никакой конкретно. Это прозрачное письмо, живопись «а ля прима», когда включается уже все. Импровизация без эскизов. Вес приходит само.
     — Удивительно, что при подсветке цветных рисунков, кажется, начинаешь понимать игру мысли.
     — Витражный эффект помог вам увидеть то, что в них было заложено: скрытый свет. Это не цвет — это состояние души человека... Хорошая работа всегда маленькая победа над самим собой, над рабом в себе, над несвободой матерь-яльного мира, в котором мы живем. Наши мысли ограничены. Если мы открываем окно в другой, духовный мир и находим свое место в нем, — это дает силы жить. Без многого можно обойтись, но не без этой второй реальности. Самоограничение нужно для того, чтобы увидеть большее. Вибрацию Света можно ощутить только если прищуриться. Настоящая живопись — это самоограничение в черно-белом или монохроме. Увидеть сотни оттенков одного цвета — это не каждому дано. На это не всегда есть соизволение свыше… Моя мечта – создавать картины на неуловимых нюансах, как в «Когелете»: «Поколения уходят и приходят, а земля пребывает вовеки. И восходит и заходит солнце... И ветер кружит и возвращается на круги своя...»
     То есть, свидетельствовать на полотне то. что каждый день мы просыпаемся, и в нас бьет новая кровь – мы заново живем… Художник должен сделать усилие, чтобы выразить этот вечный внутренний свет — душу вещей. Может быть, это громкие слова, но это — правда.

     P.S.
     Художник не может оценивать сам себя. О современности и признании Йом-Това говорят проходящие no всему миру выставки: В Москве — в Театральном центре им. Соломона Михоэлса, в Вашингтоне — в Художественном музее, в Нью-Йорке — в Национальной академии искусств. В Израиле пока было всего два кратковременных показа — в Рамат-Гане и в Иерусалиме. Но есть его студия под крышей — на улице Боней ха-Хома, 7, в еврейском квартале Старого города. Посетите ее, и, может быть, вам откроется часть всеобщего Света.

 

  Игорь Светлов — Гавриил Заполянский. Необходимость искусства.
  Михаил Соколов. «Стихографика» Александра Заполянского.
  Александр Заполянский. Графика — мой язык.
  Александр Заполянский. Голос.
     

 

Гавриил Заполянский,
Москва
  Яаков Йом Тов,
Иерусалим
     
  О художнике
  Живопись. Новые пейзажи
  Живопись. Композиции
  Живопись. Жанровые картины
  Графика
 
  О художнике
  Живопись. «Дни Творения»
  Живопись
  Графика
     
 

© Гавриил Заполянский, Яаков Йом Тов, 2007.
Любое использование материалов сайта только с разрешения авторов.